Поступления в страну от экспорта нефти в виде нефтедолларов регулярно увеличиваются, но государственная казна от этого не пополняется. Все доходы от нефти свыше цены отсечения в 27 долларов за баррель сегодня уходят в "копилку" - государственный Стабфонд, откуда они вкладываются ЦБ в различные иностранные активы, в том числе 40 процентов - в долларовые инструменты. А так как доллар только за последние месяцы потерял более 7 процентов своей стоимости, то выгода от такого сбережения денег на "черный день" становится весьма сомнительной.
К тому же в российской экономике эти деньги не работают. Однако сейчас минфин завершает рассмотрение предложения Центробанка о конвертации средств Стабфонда на открытом рынке, заявил заместитель председателя правительства - министр финансов Алексей Кудрин. По словам министра, в настоящее время, когда средства поступают в виде доходов от налогов в федеральный бюджет, они затем переводятся на валютные депозиты ЦБ и оказываются вне общего валютного рынка. Банк России предлагает осуществить эту операцию на открытом рынке, и в целом, по мнению министра, это "повысит прозрачность рынка". И, конечно же, прибавит ему ликвидности. Но это лишь маленькая толика возможной пользы от таких огромных денежных средств, которые имеет страна.
Между тем эксперты предлагают и другие варианты использования средств Стабфонда, например, для развития автомобильной инфраструктуры страны. По информации спикера Госдумы Бориса Грызлова, дефицит автотранспортной инфраструктуры в России приводит к потере порядка 1 триллиона рублей ВВП в год. Дефицит одних только автотрасс, по различным оценкам, обходится отечественной экономике в колоссальные суммы - от 3 до 6 процентов ВВП ежегодно. И эту ситуацию вполне можно было бы исправить, пустив часть средств Стабфона на строительство автодорог. Если бы не борьба за показатель инфляции.