"В нашей стране была выстроена в свое время уникальная библиотечная система, равной которой не было в мире. Однако за долгие годы недофинансирования она, надо признать, пришла в упадок. Необходимо нам на новой, современной основе возродить в стране библиотечное дело. Мною уже принято решение о создании Президентской библиотеки, которая должна стать информационным и связующим звеном для всей библиотечной сети страны".
Такая стратегическая постановка задачи была для нас - и для сотрудников министерства культуры и массовых коммуникаций, и для всех библиотечных работников - и давно ожидаемой, и одновременно неожиданной, в прямом смысле этого слова вдохновляющей и побуждающей к работе. Часть этой организационной и проектной работы вместе с планами на ближайшее будущее была представлена нами правительству 1 ноября.
Сам формат обсуждения вопросов на федеральном правительстве предполагает очень конкретное обсуждение разных технических, организационных, финансовых аспектов решения проблем, детализированных планов. За этими важными подробностями нельзя упускать самое главное - идеологический, концептуальный смысл преобразований, заявленных в президентском Послании. Это та часть вопроса, которую нужно обсуждать не в кабинетах власти, а в открытом диалоге с обществом.
Признаюсь, что и сам я, включившись в повседневную работу по реализации Послания, не сразу понял и оценил всю символическую глубину замысла, скрытого в простой по видимости идее - учредить еще одну, Президентскую библиотеку и разместить ее в историческом здании Синода в Санкт-Петербурге. Однако полгода работы в министерстве и правительстве по реализации Послания, обсуждений в рамках созданного оргкомитета Президентской библиотеки, размышлений постепенно открыли для меня истинные масштабы идеи и заложенной в ней мощной исторической символики.
Чтобы раскрыть всю красоту открывшегося замысла, стоит вернуться на год назад, когда мы вместе с Управлением делами президента завершили грандиозный проект - строительство в Санкт-Петербурге нового здания и переезд Российского государственного исторического архива. Можно напомнить, сколько было высказано критических мнений и вполне обоснованного беспокойства за сохранность национального достояния, за дальнейшую судьбу освобождаемых исторических зданий Сената и Синода.
Эта крайняя обеспокоенность была вполне понятна, с учетом общего недоверия к любым действиям власти, сложившегося за многие годы. Поэтому единственно возможным ответом власти в такой ситуации должен быть результат, очевидный успех в достижении открыто заявленной цели. На самом деле в результате мы действительно имеем сегодня самое лучшее, самое современное здание Российского государственного исторического архива, оборудованное на высшем мировом уровне. Если добавить к этому решение правительства о повышении зарплат всем работникам федеральных архивов, то можно говорить о созданной основе для нового качества работы всей архивной системы.
Еще одним результатом общей работы Управления делами президента и министерства культуры и массовых коммуникаций стали освобожденные для реконструкции и реставрации исторические здания Сената и Синода. Это не просто красивая архитектура в историческом центре Северной столицы, это на самом деле символы российской государственности, связанные с одним из самых ярких восходов великой державы на историческом небосклоне.
Сами исторические здания Сената и Синода, построенные архитектором Карлом Росси в 1829-1834 годах, являются памятником великой эпохи, когда Россия после победы над Наполеоном была первой среди равных в концерте европейских держав. По сути это памятник успеху столетних преобразований русского государства и русской культуры. Так что дело не только в архитектуре, но и в духе масштабных исторических преобразований, связанных с именем Петра Великого.
Петровские реформы опирались на фундамент русского государства и русской православной культуры и одновременно преобразовывали их несущие конструкции, интерьеры и фасады. Для этого были созданы два ключевых инструмента преобразований, два высших института власти, призванные стать хранителями государственного и культурного суверенитета России на всем пути преобразований.
Правительствующий Сенат, учрежденный в 1711 году, был первоначально штабом петровских реформ, сочетавшим административные и судебные функции. Но его главной функцией в результате реформ стала работа, которой сегодня соответствует конституционный надзор и контроль, в том числе в форме судопроизводства. Таким образом, предстоящий в начале 2008 года официальный переезд Конституционного суда Российской Федерации в историческое здание Сената не только наполнит эти стены самым подходящим по смыслу и духу содержанием. Сама историческая символика власти, связанная с успешными петровскими преобразованиями, придаст решениям Конституционного суда еще больший авторитет в глазах всего общества, а не только юридического сообщества.
Вторым ключевым инструментом петровских реформ стал учрежденный в 1721 году Святейший Синод. Существуют очень противоречивые оценки этого учреждения и его роли, так что нет смысла вдаваться в детали и в связанные с ними споры. Но вот что является бесспорным, так это сам факт осуществленной в XVIII-XIX веках в России великой культурной революции. Результатом этой масштабной реформы всей культурной сферы стали такие явления мирового масштаба, как классическая русская литература и музыка, русский театр, русская философия и русская наука.
Эти явления мировой культуры составляют национальную гордость всех русских - просто русских и русских немцев, русских евреев, русских армян и грузин, русских татар, чувашей и башкир, русских тувинцев, бурятов и калмыков. Ведь принадлежность к великой русской культуре не определяется происхождением и даже языком, она определяется общим призванием, общей работой на благо нашей общей цивилизации. Наша общая русская цивилизация - это наш общий вклад в мировую цивилизацию и наш общий шанс на лучшее будущее наших детей. Независимо от того, на каком языке мы учим их в семье и школе нашим общим культурным и духовным ценностям.
Опора на исторические традиции и культурная открытость миру, сохранение духовных ценностей православия и веротерпимость, равноправное участие мусульман, лютеран и католиков, иудеев и буддистов в строительстве Российского государства и развитии общерусской культуры - это, пожалуй, самый важный аспект петровских реформ и всей культурной революции XVIII-XIX веков. Поэтому роль Святейшего Синода как одного из инструментов этой реформы нельзя недооценивать.
Именно поэтому размещение в здании Синода новой Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина несет в себе такую же символическую нагрузку, как и переезд Конституционного суда в здание Сената.
Сам термин "культурная революция" в числе других изначально позитивных понятий - как, например, представительная демократия или политическая корректность, - дискредитировался политиками или использовался шоуменами для манипуляции общественным мнением. Однако нам трудно подобрать другие слова и понятия, кроме настоящей культурной революции, когда мы говорим о реформах Петра I и Екатерины II и о масштабных результатах этой реформы в XIX веке.
Не менее масштабная культурная революция в самые сжатые исторические сроки была осуществлена в Советском Союзе в середине XX века, когда на фундаменте русской культуры и науки была развернута уникальная по своим масштабам и качеству сеть образовательных и культурных учреждений, охватывавших всю территорию страны и использующих все языки национальностей и народностей.
Можно спорить о любых других аспектах политики советского руководства, нужно безусловно осуждать и, главное, осмыслить причины массовых репрессий и иных трагических страниц нашей истории. Однако бесспорным успехом является собственно культурная революция 1920-1930 годов, направленная на преодоление массовой безграмотности, на массовое распространение информации во всех сферах знаний, на создание широкого слоя образованных специалистов, инженеров, хозяйственников, на формирование собственных центров национальных культур, составляющих и обогащающих общую цивилизацию.
Ускоренная индустриализация и победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов были бы невозможны без массового образованного слоя, без создания системы школ, вузов и массовых библиотек. Как невозможны были бы создание ракетно-ядерного щита и космической программы, выдающиеся успехи советской культуры, которые стали основой влияния Советского Союза в послевоенном мире. Все это прямые следствия культурной революции 1930-х годов.
В 1930-е годы одним из самых первых результатов и основой для дальнейшего развертывания культурной революции стала созданная сеть библиотек как общего пользования, так и отраслевых, специализированных. Именно об этой уникальной системе шла речь в президентском Послании от 26 апреля этого года. На заседании федерального правительства прозвучали достаточно впечатляющие количественные характеристики отечественной библиотечной системы: 130 тысяч библиотек, из них около половины - это 60 тысяч школьных и 3 тысячи вузовских библиотек. Работают 47 тысяч публичных библиотек, из них более 36 тысяч сельских. Сельские жители в среднем являются наиболее активными пользователями библиотечных фондов, прежде всего - периодических изданий. В прошлом году более 55 миллионов граждан хотя бы раз пользовались услугами библиотек, а всего зарегистрировано более 450 миллионов посещений, не считая 22 миллионов посещений интернет-сайтов публичных библиотек.
Важнейшие общественные, государственные и социальные функции обеспечивают специализированные библиотеки - 300 библиотек системы Академии наук, 1,5 тысячи медицинских библиотек, несколько тысяч библиотек в ведении других федеральных министерств и ведомств.
Уникальные библиотечные фонды собраны в Российской государственной библиотеке в Москве (41 млн единиц хранения), в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге (34,5 млн), Библиотеке Российской академии наук (22 млн).
К сожалению, за последние 20 лет количество библиотек постоянно сокращалось - в основном за счет закрытия научно-технических и профсоюзных библиотек. После введения в действие Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" заметно сократилось число муниципальных библиотек, особенно детских и сельских. Сейчас более четверти всех сельских поселений, то есть 5-7 миллионов наших граждан, лишены библиотечного обслуживания, доступа к информации.
За эти же 20 лет неуклонно снижалось и качество библиотечной системы, что вызвано старением фондов, явно недостаточным их обновлением и, разумеется, кадровыми проблемами. Мало кто, кроме пенсионеров, соглашается работать за мизерную зарплату в 3-4 тысячи рублей в месяц. Выпускники библиотечных факультетов по этой причине не могут позволить себе работать по специальности. Эта нетерпимая ситуация должна быть исправлена в самое ближайшее время. На заседании правительства шла речь об этом и других крайне необходимых мерах - финансировании централизованных закупок книг для библиотек, создании для этих целей государственных издательств, целевых налоговых и таможенных льготах для пополнения библиотек.
Таким образом, мы должны выполнить первую часть поставленной в Послании президента России стратегической задачи - восстановление нашей уникальной библиотечной системы, которая станет основой для дальнейшего качественного развития.
Привычные функции библиотек не исчезнут, но будут дополнены технологиями быстрого поиска и доставки нужных сведений
Стоящие перед правительством, министерством культуры и массовых коммуникаций, перед Федеральным агентством по культуре и кинематографии, задачи по восстановлению сети публичных библиотек, по кадровому и материальному укреплению, пополнению фондов хранения вполне понятны и достижимы. Сложнее с выходом на качественно новый уровень. Для чего, собственно, необходимо создание еще одной крупнейшей библиотеки общероссийского значения? Почему нельзя присвоить статус Президентской библиотеки одной из существующих крупнейших библиотек?
Во-первых, две российские национальные библиотеки в Москве и Санкт-Петербурге выполняют важнейшую роль главных библиотек, поддерживающих профессиональные и научные традиции работы с книгой и печатными изданиями. Эта функция никуда и никогда не денется, она ответственна и сложна сама по себе. Чтобы лучшее не стало врагом хорошего, необходимо это хорошее продолжать хранить бережно и аккуратно. А качественный рывок, создание новой высокотехнологичной информационной надстройки в интересах всей библиотечной системы необходимо поручить совершенно новому институту - Президентской библиотеке.
За последние десятилетия было произнесено много слов об информационном обществе, о постиндустриальной системе. Кто-то уже провозглашал построение информационного общества в отдельно взятой стране, а потом как-то замял этот вопрос. Однако развитие информационных технологий, распространение Интернета, формирование на ее основе социальных сетей, работы по обустройству в Интернете "электронного правительства" постепенно и необратимо подготовили почву для очередного качественного преобразования всей культуры социальных, экономических и даже просто личных коммуникаций и отношений. При этом, несмотря на некоторое некритическое отставание в количественном охвате части населения сетью Интернет и цифровой связью, впервые Россия находится на пороге очередной культурной революции не позже, а вместе с развитыми западными странами.
Информационная культурная революция XXI века предполагает обязательное умение работать с разнообразной электронной информацией, способность правильно задавать критерии информационного поиска, ориентироваться в огромном массиве данных, уже накопленных на компьютерных серверах. При этом конечным результатом информационного поиска во многих случаях будет опять же книга или статья в периодическом издании. Поэтому привычные функции библиотек не исчезнут, но будут дополнены технологиями быстрого поиска и доставки нужных сведений.
Кроме индивидуального поиска информации новые технологии социальных сетей в Интернете предполагают коллективную работу по формированию качественных, постоянно обновляемых информационных ресурсов в той или иной отрасли знания. Пример такой коллективной работы был продемонстрирован учеными-биологами в Международном проекте "Геном человека". Но не только в науке доступ к информации обо всех аспектах предмета деятельности становится важнейшим фактором успеха. Это жизненно важно как в научной, так и в технической, экономической, социальной сферах и даже в сфере личной жизни человека.
В качестве примера приведу сферу, казалось бы, максимально далекую от современных темпов жизни и футуристических проектов - музейное дело. Недавние события показали, что без современных информационных технологий невозможно обеспечить учет и контроль за сохранностью многих миллионов единиц хранения. И только с участием больших творческих коллективов профессионалов и энтузиастов истории и искусства будет возможно описать и ввести в информационный оборот все многообразие музейных фондов.
Для России с ее огромными расстояниями очень важна еще одна социальная функция информационной революции. Сегодня фактически только центральное телевидение да сельские школы и библиотеки скрепляют единую ткань общества в российской глубинке. Если мы хотим, чтобы на селе возродилась полноценная жизнь, чтобы кроме пенсионеров сюда вернулись люди среднего возраста и молодое поколение, необходимы не только экономические стимулы, но и полноценный доступ всех наших граждан в информационное пространство социальных сетей.
Разумеется, бабушки-пенсионерки, которые, как правило, работают в сельских и районных библиотеках, не смогут взять на себя основную часть забот о современном информационном обеспечении сельских школ или крестьянских хозяйств. Для этих целей программой развития библиотечной системы предусмотрено создание модельных, межпоселенческих библиотек. Система Президентской библиотеки не только будет доведена до региональных филиалов, но ее профессиональные консультанты должны появиться в каждом городе и районе. Так что вопрос упирается в качество профессиональной подготовки специалистов системы Президентской библиотеки. И еще - в качество межличностной коммуникации между консультантами, библиотечными работниками и потребителями информационных услуг.
Как раз в этой психологической компоненте - способности мягко, интеллигентно встретить любого посетителя, найти с ним общий язык и помочь сориентироваться в информации - нет никого лучше, чем наши библиотечные работники. Нужно только помочь им раскрыть этот потенциал. В помощь старшему поколению библиотекарей нужно привлекать в систему молодых людей, для которых работа с новейшими информационными технологиями является естественной и привлекательной.
Можно и нужно осуществить переподготовку и постоянное повышение квалификации выпускников библиотечных факультетов, специалистов других смежных профессий. Для этого, очевидно, необходимо предусмотреть создание в системе Президентской библиотеки специального учебно-технологического центра.
Если вернуться к опыту культурной революции 1930-х годов, то важнейшим звеном системы был специально созданный Московский Государственный библиотечный институт, ныне Московский государственный институт культуры и искусства. На мой взгляд, было бы естественно разместить в одном комплексе с университетом культуры такой учебный центр, как специализированный подмосковный филиал Президентской библиотеки. Тем более что после постройки новой автомагистрали Москва - Санкт-Петербург именно этот район станет парадным въездом в Москву и визитной карточкой Подмосковья.
В рамках организационного комитета Президентской библиотеки сегодня идет достаточно серьезное обсуждение, выбор вариантов правового статуса и организационной структуры будущих региональных филиалов Президентской библиотеки. Очевидно, что такие филиалы должны иметь равный статус и равное ресурсное обеспечение. Исключение из общих правил могут составить столичные регионы, где острота проблем с доступом к информации не так остра. С другой стороны, здесь расположено большинство органов государственной власти и, например, московский филиал Президентской библиотеки мог бы обеспечивать информационные потребности для работы сотрудников министерств и ведомств, консультантов и помощников депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Не случайно мэр Москвы Ю.М. Лужков предложил построить московский филиал Президентской библиотеки в весьма престижном месте - в реконструируемом Зарядье, на месте бывшей гостиницы "Россия".
Точно так же все региональные филиалы Президентской библиотеки смогут помочь в информационном обеспечении федеральных и мировых судей, прокуроров, региональных органов государственной власти. Но в равной степени доступ к информации о деятельности государства был бы открыт для всех граждан, особенно для студентов. И, разумеется, важнейшей частью работы Президентской библиотеки и ее филиалов станет сбор и популяризация информации об истории Российского государства и права, об опыте культурных революций и о культурных традициях многонационального народа России.
Еще раз хочу вернуться к глубокой и вдохновляющей символике предстоящего нам события - завершения реставрации и модернизации исторических зданий Сената и Синода. Этот масштабный проект уже возродил к новой жизни на самом высоком мировом технологическом уровне Российский государственный исторический архив.
В возрожденном историческом здании Сената вновь будет работать высший судебный орган нашего государства - Конституционный суд Российской Федерации. Насколько я успеваю следить за деятельностью Валерия Дмитриевича Зорькина и его коллег, наш Конституционный суд - возможно, самый лучший в мире и уж точно один из самых профессиональных и влиятельных.
Мы также должны делать свою работу на самом высоком уровне. Поэтому перед нами стоит амбициозная задача создать самую лучшую в мире Президентскую библиотеку, на самом высоком технологическом и организационном уровне, для решения самых амбиционных стратегических задач. А именно: мы должны сделать Российскую Федерацию одним из лидеров глобальной культурной революции. Очень важно, что в решении этой задачи у нас есть свои преимущества - это исторический опыт реализации масштабной культурной революции и не в последнюю очередь - наличие уникальной универсальной системы библиотек и системы подготовки кадров для них.