На этом уровне к транспортным вопросам государство обращается не в первый раз. Как подчеркнул министр транспорта Игорь Левитин, в течение последнего года прошло сразу два президиума - на одном обсуждали развитие морских портов, а на втором - дорожное строительство. На сей раз президент, члены правительства и губернаторы попытались комплексно взглянуть на развитие транспортной инфраструктуры страны.
"Мы сегодня обсуждаем не решение проблем выживания - мы решаем вопросы развития" - эта фраза о повестке дня прозвучала из уст президента Путина в конце заседания. Хотя вполне имела право предварять все обсуждение. "Для нашей страны с ее огромной территорией современная передовая транспортная инфраструктура - дорога в будущее без всяких преувеличений, - заявил глава государства, открывая заседание. - В последнее время потребности в транспортных услугах только растут. Однако сегодня транспортная инфраструктура не отвечает потребностям экономики". Большинство показателей в транспорте исключительно отрицательные. Так, привел данные Владимир Путин, за 15 лет количество аэропортов сократилось в 4 раза, значительно изношены железнодорожный и речной парки.
Исправить ситуацию призваны сразу несколько программ. В частности, транспортная стратегия, рассчитанная до 2020 года, и в целом одобренная программа развития железных дорог до 2030 года. "Для опережающего развития транспортной инфраструктуры запланированных мер тоже недостаточно, - тут же развеял мечты Владимир Путин. - Сегодня надо знать, какой транспорт и где востребован".
Регионы, по мнению президента, тоже должны обратить пристальное внимание на то, как должен развиваться транспорт. "В каждом регионе необходимо обеспечить сочетание внутри и межрегиональной транспортной инфраструктуры", - подчеркнул глава государства. Особо он остановился на ситуации с авиаобеспечением в стране. Недопустимой Путин назвал ситуацию, когда из-за стагнации рынка авиаперевозок все перевозки проходят через Москву. По данным главы рабочей группы губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, две трети авиаперевозок в России проходят через столицу.
"За последние годы значительно увеличились государственные расходы на транспортную инфраструктуру", - отметил Путин, переходя к финансовой базе проекта. Вместе с тем он снова призвал активнее привлекать в отрасль частный капитал через частно-государственное партнерство. Такая работа, признал президент, в регионах ведется, но чересчур медленно. В основном из-за долгих согласований вопросов, причем иногда из-за банально неправильно поставленной запятой.
Выступавший вслед министр транспорта оказался большим, чем президент, оптимистом, и рисовать мрачные картины не стал. Наоборот, по его данным, едва ли не по всем направлениям в транспортной отрасли идет рост. Так, в этом году в отрасль в основной капитал должно прийти в общей сложности 770 миллиардов рублей. Экспорт транспортных услуг в денежном выражении составляет 8 миллиардов долларов, и по итогам года рост должен составить еще 32 процента. В этом году завершается строительство многих долгостроев, на что дополнительно было привлечено 100 миллиардов рублей. В авиации после реконструкции будут введены в строй 53 объекта. Да и в целом в гражданской авиации в последние годы удалось остановить выбывание аэродромной сети.
Пожалуй, больше всего Игоря Левитина беспокоит ситуация в дорожной отрасли. "Рост темпов автомобилизации, грузопотока значительно превышает рост транспортной инфраструктуры, - признался министр. - Сегодня большое количество автомобильных дорог работает в режиме перегрузки примерно на 20 процентов". На этом порыве он предложил уже сейчас продлить стратегию транспортного развития до 2030 года.
"4,8 процента от ВВП - это та цифра, которая сделала бы минтранс счастливым", - огласил Владимир Путин запросы министерства, проглядев новое предложение. Сегодня на транспортную инфраструктуру расходуется 2 процента ВВП. То есть до 2030 года минтрансу требуется удвоение расходов. И хотя только половину из них предлагается возложить на плечи государства - остальное покроет частный капитал, - сумма, признал Путин, все равно немалая. Больше, чем на армию.
Другое дело, что особых вопросов относительно того, где брать деньги, на заседании не возникло. Существуют Инвестиционный фонд, Банк развития, институт частно-государственного партнерства. В конце концов, минтранс предлагает выпускать так называемые дорожные и инфраструктурные облигации. Идея даже не вызвала нареканий ни у минэкономразвития, ни у минфина. Вице-премьер Алексей Кудрин сам предложил организовать пилотный проект.
Первый вице-премьер Сергей Иванов призвал не заниматься простым механическим расширением транспортных сетей, а переходить на инновационные рельсы и современные технологии. "Только таким образом мы сможем в полном объеме обеспечить приемлемое функционирование транспортных магистралей", - заявил он. Да к тому же снизить транспортные издержки.
Также Сергей Иванов попросил не забывать, что будущее нашего транспорта напрямую зависит от развития авиа-, судо- и машиностроительных отраслей экономики. "В противном случае огромная часть средств, которые мы тут планируем расходовать, окажется просто бессмысленной или обесценится", - предупредил первый вице-премьер. Или же уйдет за границу, где российские перевозчики будут приобретать самолеты.
Последнее замечание Иванова моментально подействовало на главу государства. Из перечня поручений он исключил пункт о дифференцированном снижении импортных пошлин на самолеты и комплектующие к ним. "Я не против того, чтобы мы закупали иностранную технику, - объяснил Путин представителям авиакомпаний. - Но это мы должны делать осознанно и взвешенно. Это должно быть увязано с планами производства российских производителей".
Пребывание президента в Красноярске стало удачным поводом для того, чтобы обратить свое внимание на национальный проект в области образования. Один из двух федеральных университетов, созданных в рамках нацпроекта - Сибирский, - сформировался именно в Красноярске. Второй - Южный - в Ростове-на-Дону. Вчера представители обоих вузов встретились с главой государства, чтобы обсудить дальнейшие шаги по развитию российской системы образования.
"Два этих университета должны быть прообразом новой образовательной системы России, - заявил президент Владимир Путин. - Целью создания этих университетов не является простое механическое укрупнение. Целью является повышение качества образовательных услуг".
Создавая крупные федеральные университеты в Сибирском и Южном федеральных округах, пояснил президент, государство преследовало две конкретные цели. Первая - приблизить образование к крупным населенным регионам, важным с экономической точки зрения. Вторая заключается в необходимости наполнения экономики новыми специалистами, что позволило бы решить главную на сегодня задачу - придание инновационного характера нашей экономике. "Нужно обеспечить собственную экономику собственными высокопрофессиональными кадрами", - отметил глава государства.
Новая образовательная система требует и новых подходов в преподавании. Пополнять преподавательский состав в высшей школе президент предлагает не только за счет собственных ресурсов. Создавая нормальные условия для работы и жизни вузовских преподавателей, Россия, уверен Путин, может не только вернуть из-за границы ранее уехавших отечественных специалистов. Возможно приглашать и иностранных профессоров.
Как показал дальнейший разговор, для самой образовательной среды и федеральных университетов в частности первостепенным по важности остается вопрос финансирования. Причем на долгосрочную перспективу. Путин напомнил, что только в этом году государство на федеральные университеты выделило более 5 миллиардов рублей. Но главное, после чего ректоры, наверное, вздохнули с облегчением, - "это не закончится двумя годами". Однако глава государства требует при этом оптимизировать расходы.
Первый вице-премьер Дмитрий Медведев, курирующий реализацию национальных проектов, подтвердил финансовые выкладки относительно двух федеральных университетов. "По объему финансирования федеральные университеты являются самыми крупными в рамках национального проекта", - подчеркнул он. Владимир Путин вчера смог ознакомиться с проектом современного учебного комплекса и кампуса для Сибирского федерального университета.
В какой-то момент Владимир Путин решил, что послушать чиновников он еще всегда успеет. А чтобы понять университетскую жизнь изнутри, надо дать слово непосредственным пользователям образовательными услугами - студентам. Первый же из них сразу пожаловался президенту, что всех их учат, но чему-то не тому, чего им не надо будет в будущем, и попросил, чтобы студентам самим предоставили какой-то выбор, что именно изучать. Тогда, пытался доказать свою позицию студент, по специальности будут работать не 30 процентов выпускников, как сейчас, а больше.
"Интересы студентов и интересы экономики точно совпадают, - заявил на это Путин. - Экономике нужны специалисты". Надо только добиться того, чтобы образовательная система гибко реагировала на потребности экономики.
Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин поддержал посыл о преподавательском составе российской системы образования, а заодно в очередной раз показал себя более чем прагматичным человеком в части бюджетных расходов. Кудрину не очень нравится, что сегодня во многих вузах соотношение учителей к ученикам составляет 1 к 4. Это, уверен Кудрин, оправданно для тех специальностей, где обучать необходимо, как говорится, на пальцах. Например, в медицине. Но для гуманитарных наук один учитель на четырех студентов - это излишество.
- Алексей Леонидович (Кудрин. - Прим. "РГ") продемонстрировал любовь к образованию, - усмехнулся Путин. - Любовь и деньги несовместимы. Платить не хочет. Но будет...
И хотя с Кудриным глава государства в целом согласился, на ближайшие годы университеты могут быть спокойны за свою финансовую базу. Тем более что президент поручил детально просчитать национальный проект в области образования на следующие несколько лет.