В Ханты-Мансийске завершился шестой театральный фестиваль "Чайка"

В столице Ханты-Мансийского автономного округа завершился шестой театральный фестиваль "Чайка". В течение почти двух недель в окружном концертно-театральном комплексе "Югра-Классик" югорчане знакомились с новинками российской театральной жизни.

К особенностям нынешнего фестиваля можно отнести тот факт, что впервые рядом с профессионалами выступили выпускники театральных училищ. И это не могло сказаться на реакции зрительской аудитории.

Когда Екатерине Коноваловой, креативному продюсеру фестиваля, пожаловались на то, что в кассе нет билетов на предстоящие спектакли, она не удивилась: "Да, все проданы. Значит, для театралов это событие имеет большое значение. Фестиваль завоевал признание, люди знают, что сюда привозят интересные и неожиданные вещи".

Надо было видеть группы студентов, которые скромно стояли у входа в зал практически перед каждым спектаклем. Они ждали, когда иссякнет поток счастливых обладателей билетов, а после того, как начнет медленно гаснуть свет, контролеры потихоньку пропустят их в зал. И тем, кому не найдется свободных мест, дирекция театра любезно предложит подушки, чтобы удобнее было сидеть на ступеньках.

А неожиданных постановок на фестивале действительно было немало. Публике в этот раз представили Гоголя в пластике, Шекспира под "Смуглянку" и Достоевского, вновь, по выражению одного из зрителей, проведшего "трепанацию души".

Многих режиссерские подходы и находки сначала ставили в тупик. Кому-то они казались сумбурными, непонятными и неточными. Но чем дольше зритель оказывался вовлеченным в жизнь главных героев, тем больше проникал в сущность их размышлений, замысла постановщика.

"Роман с кокаином" (режиссер Олег Рыбкин) ставил Российский академический молодежный театр. В гастрольном варианте спектакль игрался первые. Он был рассчитан на небольшую аудиторию в 40 человек. Зрителей же пришло в пять раз больше. Пришлось материал несколько переработать.

Сигаретный дым на сцене, нецензурная лексика - все это придавало постановке со скудными декорациями долю грубой и неприятной реалистичности. Откровенные высказывания в диалоге главного героя и проститутки резали слух. Степан Морозов, исполнитель главной роли, считает, что постановка сложна и не все переживания героев видны на поверхности. Некоторые остаются недосказанными. Но югорцы приняли и поняли этот "роман" про поиск счастья. Очень тонкая грань разделяет любовь и порок, целомудрие и распутство. И даже мелкие подлости приводят к саморазрушению.

Классику на новый лад - известную пьесу Шекспира "Много шума из ничего" - в Ханты-Мансийске восприняли критически. Режиссер Константин Богомолов перенес действие в 30-е годы прошлого века. Героев он одел в армейскую форму разных стран. Кого-то из зрителей покоробило такое неожиданное преображение, неоднозначно восприняли и "Смуглянку", и "Ты меня на рассвете разбудишь", вплетенные в сюжет постановки. Богомолов поясняет свой замысел так: "Шекспировские герои тоже военные, более того, у него есть внятное указание, что дальше война продолжится. Соответственно пресс войны и возможной гибели, ожидание смерти и ее близость давят на героев, совершенно особым образом воздействуют на все коллизии, конфликты, любые интриги, которые происходят в пьесе". Кстати, это было первое выступление Московского драматического театра на Малой Бронной на чужой сцене.

Несомненным успехом стала премьера пластического спектакля EXCERPTA по мотивам произведений Гоголя, открывавшая фестиваль. Необычный жанр, обозначенный постановщиком, заслуженным деятелем искусств России, лауреатом Государственной премии России Михаилом Поляковым, как мимодрама-парафраз, пришелся по душе и восторженным театралам, и скептикам.

Гоголя танцевали под музыку Альфреда Шнитке, да еще в аранжировке для народных инструментов. И это было ново, неожиданно и интересно. Югорчане были первыми, кто увидел эту постановку. Задействованы в ней были актеры Санкт-Петербургского театра пластической драмы "ЧелоВЕК" под руководством заслуженного деятеля искусств РФ Игоря Григурко, сургутский ансамбль народных инструментов "Карусель", возглавляемый заслуженным артистом России известным баянистом Юрием Шишкиным из Ростова-на-Дону. Художник-постановщик спектакля - москвич Сергей Февралев, а задумал и реализовал его Михаил Поляков.

Премьера оказалась столь удачной, что о ней уже говорят и пишут, ее с нетерпением ждут в Магнитогорске и Санкт-Петербурге. Куклы, вокал, костюмы, которые могут трансформироваться в соответствии с каждой сценой, постановка танцев, позволивших вновь высказаться на тему "Для чего мы и куда идем" - в этой постановке очень многое заслуживает отдельного большого разговора и анализа.

А закончился фестиваль демонстрацией местных творческих сил. Югорчане показали великолепную постановку "Снегурочка" по мотивам известной пьесы Островского. На этот раз сказка предстала в виде пластического действа, которое воплотил театр современной хореографии "Орт-Лонка", руководимый Ольгой Куклиной. Зрителям с помощью танца и живого вокала показали огромный мир, целую философию жизни, мудрую и глубокую.

В составе театра - выпускники и студенты ханты-мансийских вузов и колледжей. Хореограф-постановщик, художник по костюмам, композитор, педагог по вокалу - все, кроме режиссера-постановщика, петербуржца Игоря Григурко, югорчане. По безукоризненности пластики, оригинальности костюмов, находкам в декорациях молодой театр, которому всего лишь два года, воспринимается как вполне состоявшийся, успешный коллектив. Кстати, он уже стал лауреатом в номинациях "Модерн" и "Соло" на Международном конкурсе в городе Сиде.

Стоит отметить, что особую роль в успехе фестиваля сыграл концертно-театральный комплекс "Югра-Классик". Это не просто многоплановая площадка, это - аккумулятор творческих идей и замыслов, способствующий их воплощению. Многие, впервые посещающие этот комплекс, испытывают, по выражению Екатерины Коноваловой, "культурный шок". Никому и в голову не приходит, что в небольшом сибирском городке возможно существование современного комфортного, многофункционального театрального центра.

Комментарии

Наталья Западнова,

Первый заместитель председателя правительства по вопросам социальной политики ХМАО - ЮгрА:

- Ханты-мансийская публика довольно сложная. На протяжении долгого времени она была отделена от театрального мира. Поэтому кто-то должен был помочь ей войти в него, привить вкус, научить слушать и размышлять. И сегодня я рада за зрителей этого интересного творческого процесса, значимого в российском культурном пространстве, в котором наш округ давно уже занимает не последнее место.

В этом году фестиваль "Чайка" особенный. Впервые рядом с известными театрами показали свои работы пока неизвестные, но талантливые. Рядом с именами знаменитых режиссеров прозвучали новые. Рядом с мастерами сцены появились будущие яркие звезды. Приятно отметить, что в Югре мастера всех театральных направлений имеют достойные условия для свободного творчества. Думаю, у зрителей остались незабываемые впечатления от ярких встреч со служителями Мельпомены.

Игорь Ясулович,

Народный артист РФ, лауреат Государственной премии:

- Я обратил внимание, что в зале очень много молодежи. Я выхожу на сцену позже, и у меня была возможность наблюдать за ее реакцией. Честно говоря, удивлен, что они слушают и воспринимают. Мы побаивались, что будут вставать и уходить или будут какие-то реплики из зала. Но этого не произошло. Знаете, аплодисменты ведь бывают разные - снисходительные, вежливые, а бывают благодарные, горячие. А если спектакль хороший, он везде воспринимается.