Четыре года в Приамурье существует единая служба спасения. Сейчас на телефон "01" со всей области поступает больше тысячи звонков в сутки.
Кто принимает наши просьбы о помощи, и можем ли мы рассчитывать на оперативность пожарных и спасателей, узнавала корреспондент "РГ", проведя дежурную смену с оператором единой службы спасения.
"01" слушает
На дежурство в ЦУСе - Центре управления силами - заступают в 8.00. Три диспетчера садятся за пульты, чтобы в течение суток принимать звонки с самыми разными просьбами о помощи.
До 11.00 им еще нужно составить "строевку" - собрать из районов информацию о том, какими силами пожарно-спасательная служба располагает на сегодня. Кроме того, каждое утро составляется сводка происшествий за сутки, которую кладут на стол губернатору и отправляют в региональный центр МЧС в Хабаровск. Все это делается в перерывах между ответами на звонки.
Первые вызовы свидетельствуют о том, что юным жителям Приамурья с утра нечем заняться. Самых маленьких и безобидных телефонных хулиганов то вразумляют, то припугивают. Подростков постарше не испугаешь ничем: они звонят, чтобы просто "послать" дежурного. По ночам "баловаться" начинают взрослые: нетрезвые голоса выдают шутки "ниже пояса" или пытаются завести разговор "за жизнь". Разговор оказывается коротким - таких вразумлять диспетчеры даже не пытаются. Чаще всего подобные звонки поступают с мобильников без СИМ-карты, и определить номера невозможно. Однако, по правилам, даже на анонимный звонок диспетчер обязан ответить, хотя в 99 процентах случаев они оказываются хулиганскими.
Но когда звонившего вычислить крайне необходимо, к делу подключается автоматический регистратор переговоров. Это массивное электронное устройство на базе обычного персонального компьютера фиксирует все поступающие в ЦУС звонки и хранит их в течение месяца.
- Такая система помогает находить "телефонных террористов", - поясняет заместитель начальника ЦУС Олег Никифоров. - Последний случай был в октябре, когда сообщили о "минировании" учебного заведения. "Шутника" милиция вычислила по записи разговора. Ложные вызовы на пожар тоже расследуются с помощью автоматического регистратора.
Вот диспетчер принимает звонок от мужчины, жалующегося на соседа: последний отапливает квартиру электрообогревателем, а проводка в доме ветхая. Все данные звонившего фиксируют, жалобу передают для проверки инспектору Госпожнадзора.
Первый за дежурные сутки "серьезный" звонок на "01" - сообщение о ДТП в одном из микрорайонов. Из ЦУСа вызов переадресуют дежурному ГИБДД, а на место происшествия высылают пожарную машину: оказалось, что нужно смыть с дороги разлившийся бензин.
- Мы отвечаем на любые просьбы о помощи, - рассказывает диспетчер Ольга Бутина. - На пультах есть кнопки прямого переключения на скорую помощь, милицию, службу горгаза. Иногда люди не могут дозвониться на "02" или "03", а до нас дозваниваются. 10-15 секунд - и мы их "переключаем". Собственно "наши" вызовы - это не только пожары, но и все случаи, когда нужно вызволить откуда-нибудь людей, животных, проверить подозрительные находки и еще много чего. Диспетчер должен не только принять вызов, но и правильно решить, какое подразделение отправлять людям на помощь.
На сутки
За дежурные сутки в области случилось 14 пожаров. Благовещенские огнеборцы выезжали на тушение пожаров трижды, причем все три раза - ночью.
Первое сообщение о возгорании в областном центре диспетчеры приняли в 22.13 - горел садовый домик в районе Верхне-благовещенского.
Вызов фиксируют в журнале и тут же передают дежурному пожарной части № 2. Оттуда два боевых расчета прибывают на место через 10 минут, локализуют огонь за минуту, а полностью ликвидируют через час и сорок минут. Спасти домик не удалось, но и распространения огня на другие строения пожарные не допустили. В ЦУСе во время тушения пожара тоже "жарко". О каждом этапе работы диспетчеру докладывают по рации, в журнале все фиксируется с точностью до минуты. За малейшее промедление спрашивать будут с диспетчера.
О следующем пожаре сообщили в 23.41. На этот раз огонь угрожал жилому деревянному дому. Уже через 35 минут бойцы пожарной части № 1 его ликвидировали. Им понадобилась помощь поисково-спасательного отряда и службы газа. По правилам, спасателей отправляют на помощь пожарным во всех случаях, когда возгорание происходит в здании. Газовиков же вызвали на подмогу, когда уже прибыли на место: выяснилось, что в доме находится газовый баллон. По счастливой случайности, находка не взорвалась - ее успели вынести.
Третий "пожарный случай" произошел под утро: в 5.00 поступило сообщение о том, что горит стоящий на улице автомобиль. Его быстро потушили.
Кроме того, благовещенские пожарные выезжали в Мазановский район - помогать тушить торфяной пожар. В целом, говорят сами брандмейстеры, сутки для них были обычными, даже спокойными. Кстати, на этот счет у них есть примета: сапоги пожарному нужно чистить сразу после смены, а не перед заступлением на новую смену - иначе дежурство будет нелегким.
От практики к теории
Однако расслабляться огнеборцам нельзя никогда, и эти сутки не исключение.
Для всех пожарных частей пятница - хозяйственный день: помещения и техника приводятся в порядок. Состояние техники, от которого порой зависит спасение человеческих жизней, - особый вопрос. Средний возраст пожарных машин в Благовещенске - 25 лет, хотя по нормативам должно быть семь. В районах - и того старше. Новых поступлений не предвидится, и пожарные шутят: нам тоже нужен нацпроект, как медикам, чтобы парк машин обновлялся. А пока своими силами ремонтируют то, что есть. Своими же силами делают ремонт зданий пожарных частей. В 12-й части, например, оборудуют комнату психологической разгрузки - хотят, чтобы была лучшая в области. На "разгрузку", правда, времени почти не бывает, но все-таки…
- Еще на каждом дежурстве у бойцов есть теоретические занятия и сдача нормативов, регулярно проходят учения, - рассказывает старший оперативный дежурный службы пожаротушения области Игорь Колесников. - График дня расписан строго по минутам. Это плюс к тому, что работа опасная. Выдерживают не все, но кто остался в пожарной службе - настоящие фанаты своего дела.
Субботнее утро, 7.45. В центре управления, во всех пожарных частях дежурная смена готовится передать "полномочия" следующей. Насколько "горячими" будут наступающие сутки, предсказать невозможно. Но доказано: если все звенья единой службы спасения сработают четко и слаженно, трагедий удастся избежать.
Кстати
По телефону 53-99-99 можно высказать претензии к действиям пожарных и спасателей или опасения по поводу пожарной безопасности своего дома.