Котельным Приамурья не выгоден амурский уголь

Котельные Приамурья полностью перейдут на сжигание амурского угля, тем самым исключив потребление твердого топлива из других регионов. Это решение было озвучено в правительстве области.

Экономисты сейчас просчитывают, смогут ли наши разрезы обеспечить топливом сотни городских и районных фабрик тепла. Однако в бамовских поселках и Тынде уже сегодня говорят о том, что использовать амурский уголь здесь не смогут по объективным причинам.

Двадцать котельных, расположенных на станциях вдоль БАМа в Тындинском, Зейском и Селемджинском районах, а также центральная фабрика тепла северной столицы Приамурья уже тридцать лет работают на якутском угле, аналогов которому сегодня на Дальнем Востоке нет.

- Мы работаем с Нерюнгринским разрезом потому, что изначально городская котельная строилась именно под каменный уголь с этого месторождения. Есть даже определенная марка топлива, которая только здесь и подходит, - объясняет начальник тындинской узловой дистанции тепловодоснабжения Сергей Гордеев. - Тут все дело в камерном способе сжигания. Сначала мы переводим нерюнгринский уголь в пыль, потом смесь во взвешенном состоянии сжигается в пылеугольных горелках. То есть технически работать на другом угле мы не можем.

Якутский уголь считается одним из самых высококалорийных в мире, его поставляют на экспорт даже в Японию. Теплоотдача от одной тонны твердого топлива значительно больше, чем от такого же количества угля с другого дальневосточного разреза. Предприятие "Коммунальные системы БАМа", обслуживающее бамовские котельные, уже проводило эксперименты на угле других месторождений. Практика показала, что при более низкой стоимости тонны топлива увеличиваются расходы на транспортировку, а также его доставку к котельным.

- Несколько лет назад мы пробовали топить кузбасским углем, его в рамках договора нам поставляла железная дорога, которая передала в собственность области котельные на железнодорожных станциях, - говорит начальник ГУП "Коммунальные системы БАМа" Александр Толкачев. - Недавно брали уголь с Огоджи в Селемджинском районе. Это топливо очень плохого качества, уголь практически не горит, он как глина, плюс очень низкая калорийность. Есть еще один очень важный аспект - это доставка топлива. Якутский уголь ближе всего к нашим котельным в Тындинском и Зейском районах, транспортная составляющая в его цене минимальна, потому что расстояния между разрезом и поселками - несколько сот километров, тогда как тот же райчихинский уголь нужно везти за полторы-две тысячи километров - железнодорожный тариф здесь будет существенным.

Впрочем, райчихинский уголь северные коммунальщики вообще не рассматривают в качестве топлива. Бурый уголь не подходит для сжигания в топках котельных БАМа. Как говорят руководители предприятий, обеспечивающих север Приамурья теплом, поддерживать амурского производителя, безусловно, нужно, но не в убыток себе. В "Коммунальных системах БАМа" экономисты просчитали разные варианты поставок топлива и пришли к выводу, что альтернативы якутскому углю сегодня нет. При стоимости одной тонны 830 рублей нерюнгринское твердое топливо дает необходимую температуру горения для отопления поселков, в которых зимой столбик термометра опускается ниже минус 50 градусов. При высоком качестве угля гораздо реже выходит из строя и оборудование котельных.

Сегодня в Тынде, где отопительный сезон длится восемь месяцев, самая низкая стоимость гигакалории в области. При этом в городе не бывает сбоев в подаче тепла и воды. За счет чего это достигается? Здесь много разных факторов, один из них - это качество угля и своевременная его доставка. На центральной котельной никогда нет проблем с углем, которые бывают на подобных объектах в других городах и поселках Приамурья. Между Тындой и Нерюнгри расстояние чуть более двухсот километров.
 
И все же сегодня в Амурской области большинство котельных работает на местном райчихинском угле, потому что топки фабрик тепла приспособлены для сжигания этого угля. Север Селемджинского района работает на Огоджинском угле - топливо машинами доставляют с разреза в Экимчан, Токур, Златоустовск и другие поселки района.

Сегодня разрабатываются инвестиционные предложения по строительству железной дороги от Огоджи до Февральска для развития угольного месторождения. Здесь необходимо построить более ста километров стальной колеи.

- Вывозить просто добытый уголь невыгодно, его нужно обогащать на месте, а для этого надо строить горно-обогатительный комбинат в Огодже, - говорит глава Селемджинского района Сергей Мельничук. - Мы ведь не раз поднимали этот вопрос и с поставками угля в наши поселки. Сейчас решается вопрос с тем, чтобы на разрезе измельчать топливо, потому что глыбы угля плохо сжигаются в котельных.

В столице БАМа отмечают, что теоретически перейти на амурский уголь можно, но для этого нужно полностью переоборудовать котельные, а это займет не один год и, самое главное, потребует сотни миллионов рублей, что, естественно, скажется на стоимости тепла для тындинцев. Поэтому пока на севере Приамурья специалисты считают нецелесообразным покупать амурское топливо, как и менять уже отлаженные схемы работы котельных и разрезов.