Сегодня в мэрии состоится заседание рабочей группы по проблемам товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов непосредственного управления. Проблем в этой сфере действительно хватает, и главная из них в том, что домов, которыми управляют сами жильцы, в столице Сибири очень и очень мало. А значит, реформа жилищно-коммунального хозяйства топчется на месте. Почему? В этом разбирался корреспондент "РГ".
Увы, непосредственного управления многоквартирными домами в Новосибирске практически нет (не брать же в расчет 12 домов Ленинского района, находящиеся в районе Затона и Лесоперевалки и представляющие собой двух- и четырехквартирные бараки, которые можно отнести скорее к ветхому и аварийному жилью и которые, понятно, ни одной управляющей компании даром не нужны).
Почему так происходит, становится понятно после знакомства с историей борьбы жильцов двух домов Заельцовского района за свое право на непосредственное управление.
Еще в ноябре 2006 года собственники дома № 22 по улице Аэропорт и дома № 33 по улице 2-я Союза Молодежи большинством голосов (87,4 процента и 96 процентов соответственно) на общем собрании приняли решение взять управление домами в свои руки. А точнее, осуществлять непосредственное управление (НУ), что предусмотрено жилищным законодательством наряду с управляющими компаниями и товариществами собственников жилья.
За год, прошедший с этого времени, жильцы сделали немало: составили акты о состоянии общего имущества (конечно же, получив перед этим отказ от дирекции единого заказчика Заельцовского района), сделали локальный сметный расчет, определили расходы на капитальный ремонт, подготовили к отопительному сезону теплоузлы (за свои деньги установили новые манометры, восстановили теплоизоляцию, сделали схемы узлов и разводки тепла по стоякам), провели санитарную вырубку деревьев, установили домофоны, застеклили окна подвала, герметизировали вводы труб с теплотрассы и даже устранили несколько коммунальных аварий.
А вдобавок ко всему при очистке подвала, служившего бомбоубежищем в доме по улице Аэропорт, нашли восемь ящиков опасных химреактивов, которые долгие годы в буквальном смысле отравляли жизнь его обитателям.
Люди могли бы и дальше содержать свой дом вместо тех, кто получает за это деньги (за этот год на все вызовы никто из дирекции единого заказчика не явился!), если бы не ресурсоснабжающие организации: ни одна из них не согласилась заключить договор с жильцами домов.
В итоге 13 октября этого года администрация Заельцовского района выставила указанные дома на открытый конкурс. А уже первого ноября комиссия из депутатов горсовета и чиновников выбрала для них управляющую компанию.
Жильцам особенно "приятно" было узнать о том, что в работе комиссии принимал участие депутат городского Совета, к которому до этого они обращались с просьбой о помощи в реализации непосредственного управления в своих домах. Вот уж помог избранник народа, так помог!
После этого жильцы обратились в областную прокуратуру, написали запрос в районную администрацию (на который до сих пор нет никакого ответа) и подали исковое заявление в суд. Пришли на заседание комиссии координационного совета по реформированию ЖКХ, где рассказали историю борьбы даже не за свои права - за обязанность нести ответственность за собственный дом!
Лариса Анисимова, начальник информационно-методического отдела департамента энергетики и ЖКХ, объяснила, что подобная ситуация возникла из-за того, что собственниками жилья не был подписан акт передачи управления многоквартирным домом. Именно поэтому жильцам не удалось осуществить непосредственное управление и заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Почему же жильцы отказались подписывать эту бумагу?
- Выдуманный чиновниками акт передачи управления многоквартирным домом, не предусмотренный ни одним законом, вынуждал нас принять управление без единого документа на дом и без актов состояния общего имущества, - рассказала Наталья Михайлова. - Что касается реализации нашего выбора управления, то его не дал осуществить приказ № 21-од "О регламенте передачи управления многоквартирными домами", где вообще не прописан порядок передачи управления при выборе непосредственного управления (НУ). Сделанный некачественно, этот приказ сначала пустил нас по кругу, а затем и вовсе загнал в тупик.
Одним словом, сначала городская власть вообще забыла о такой форме управления, как непосредственное управление. А потом пальцем не пошевелила, чтобы помочь жильцам, реально взявшим управление домом в свои руки, узаконить их выбор. А ведь упомянутые два дома Заельцовского района - это только капля в море. Гораздо больше домов, где жильцы, столкнувшись с административными барьерами, были вынуждены отказаться от своего выбора, согласившись на навязываемые им управляющие компании.
И одним из камней преткновения здесь стала документация, которую городская администрация обязана была выдать новым управленцам многоквартирных домов согласно пункту 10 статьи 162 Жилищного кодекса сразу же в момент передачи дома из муниципального управления.
Но вместо предусмотренного законом предоставления всей необходимой документации чиновники предлагают… выделение субсидии. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев документы или утеряны, или вообще никогда не существовали. И теперь нужны средства на их восстановление. Решать, выделять субсидию на эти цели или нет, будут, разумеется, опять же чиновники. При этом часть затрат планируется переложить на плечи все тех же многострадальных жильцов.
Справка
Более 95 процентов новосибирских домов обслуживают управляющие компании. А например, в Татарстане 75 процентов жилищного фонда управляется ТСЖ и ЖСК, в Астрахани жильцы более трети домов выбрали непосредственное управление.