Пять дней поклонники умной книги имели возможность не только приобрести желанные издания по ценам значительно ниже магазинных, но и пообщаться друг с другом, авторами любимых книг, их издателями.
Если в будние дни на ярмарке было еще более или менее просторно, то уже в субботу в ЦДХ выстроилось две огромные очереди: одна - за билетами, другая - на вход. Причем отрадно было видеть в обеих очередях массу молодых людей как бы в опровержение всеобщей уверенности, что современная молодежь умных книг совсем не читает.
В этом году было еще и много детей. Главной темой ярмарки была объявлена детская Non/fiction. Правда, что это такое, российские издатели, похоже, еще не совсем понимают. Едва ли к Non/fiction можно отнести прекрасно изданный пятитомник Николая Носова с цветными иллюстрациями, который продавался на ярмарке по смехотворно низкой для пятитомника цене - 950 рублей. Или: можно ли считать интеллектуальной детской литературой роскошно изданную книгу-игру "Пираты"? А вот норвежцы, кажется, решили для себя этот вопрос. Для самых маленьких они издают книги (в русском переводе они были на ярмарке) вроде таких: "Как я появился на свет" и "Книга смерти". То есть хладнокровные скандинавы полагают, что маленький человечек в самом начале жизненного пути уже должен ясно понимать: что ждет человека "на входе" и что - "на выходе".
В остальном нынешняя Non/fiction была такой, как всегда. Невероятный сгусток интеллектуальной энергии в одно время в одном месте. Этим Non/fiction выгодно отличается от всех остальных российских книжных ярмарок, да, пожалуй, и от более организованных иностранных. Скажем, на недавно прошедшей Женевской книжной ярмарке, напоминающей Non/fiction по своей камерности, организация была прекрасная, а вот с интеллектуальной энергией - очевидная напряженка. У нас - суета и толкотня, зато все умные.
В этом году на Non/fiction удачно выставлялись региональные издательства. Кроме уже известного и раскрученного иркутского издательства Сапронова (на его стенде специально прилетевший на ярмарку Валентин Распутин подписывал свою книгу "Сибирь, Сибирь..."), стоит отметить екатеринбургское издательство "Анаграмма", имеющее и московский адрес. В частности, там только что вышла книга писателя Игоря Клеха под названием "Книга еды". Это по сути страстная реабилитация русской кухни, написанная сочно, красиво и даже изысканно. "Ужас! - возмущался Игорь Клех, разговаривая со мной в фойе. - Включаю телевизор и слышу, как один политик на голубом глазу говорит: "Русской кухни не существует".
Вообще писатели традиционно играют на Non/fiction роль первой скрипки. Будучи ярмаркой "нехудожественной" литературы, она тем не менее притягивает к себе именно писателей. Кроме упомянутого Валентина Распутина ярмарку посетили и выступили вдвоем перед большой аудиторией в конференц-зале Василий Аксенов и Белла Ахмадулина. Первый читал кусок своей прозы (мастерски), Ахмадулина - стихи, но больше оба вспоминали. "Помнишь, Вася? Кстати, в каком это было году?" "Ну как же, как же... В 65-м". События сорокалетней давности они обсуждали как вчерашний день. Было трогательно и грустно. Публика была в восторге и азартно аплодировала.
Пока мы изумляемся тому, как это можно читать книги с компьютера, книга уже перекочевала в "носитель", который лежит в кармане или сумочке. Каждый день в "сотовую библиотеку" в России заходит несколько тысяч человек. С будущего года странные люди, способные читать с малюсенького телефонного экрана, будут иметь возможность не только читать книги, но и вступать в интерактивное общение друг с другом, обсуждать прочитанное, посылать эсэмэски авторам книг и так далее.
Вот, пожалуй, главная особенность Non/fiction. Каждый год после ее закрытия чувствуешь себя озадаченным. Обилием важных и нужных книг, которые явно не успеешь прочитать, новой информацией, которую явно не успеешь осмыслить. На этой ярмарке чувствуешь реальный пульс времени, его бешеный напор. Как с этим справиться? - вот вопрос.