Столица выделит на программу социальной интеграции инвалидов 36,5 миллионов рублей

Вчера, в Международный день инвалидов, в коридорах нашей редакции можно было увидеть гостей на инвалидных колясках. Наряду с журналистами они приняли участие в пресс-конференции, которую проводила Людмила Швецова, первый заместитель мэра в правительстве Москвы, глава комплекса социальной защиты.

Речь на ней шла как раз о проблемах, которые касаются положения инвалидов в столице.

Такси вызывали?

Москва старается сделать комфортнее жизнь инвалидов, которых в мегаполисе 1,2 миллиона (из них 26,3 тысячи - дети). Утверждена комплексная городская целевая программа "Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности" на 2007-2009 годы. Бюджет выделил на нее 36,5 миллиарда рублей.

- К сожалению, от советской власти нам досталась абсолютно не приспособленная для инвалидов среда обитания, - говорит Людмила Швецова. - И все, что для них сейчас делается, делается почти с нуля.

За 6 лет после принятия закона города Москвы, призванного защитить инвалидов, созданы все предпосылки, чтобы при вводе новых объектов обеспечить их доступность для людей с ограниченными физическими возможностями. Новые поликлиники, больницы, магазины, театры, музеи принимаются теперь в эксплуатацию только при соблюдении этих условий. А вот со старым фондом - беда.

Людмила Ивановна привела пример. В городе 10 400 домов идут на капремонт. Лифтные шахты в них были рассчитаны на кабину шириной 650 миллиметров, а для коляски инвалида-опорника нужно 850 миллиметров. Чтобы расширять шахты, надо убрать часть квартир. Но захотят ли жильцы покидать обжитые места? Где же выход? Обойдя тысячи домов, где живут примерно 1200 инвалидов, сотрудники департамента пришли к выводу, что нецелесообразно проводить эту сложнейшую работу. Она обойдется городу в 122 миллиарда рублей. Для сравнения: предыдущая программа по приспособлению среды стоила 9 миллиардов рублей, и на эти средства город смог адаптировать 17 тысяч зданий. Поэтому решено всем живущим тут инвалидам выдать дополнительные пересадочные коляски, на которых они смогут въехать в лифт и выехать на нужном этаже, а потом пересесть на свои привычные коляски.

По словам Швецовой, при подготовке новой программы власти провели полную инвентаризацию всех зданий в городе. Оказалось, инвалидам доступны 95 процентов учреждений соцзащиты, 82 процента учреждений здравоохранения, 28 процентов объектов культуры, 40 процентов магазинов, химчисток и только 15 процентов образовательных заведений. Хотя дети-инвалиды - предмет особой заботы департамента соцзащиты.

- Сейчас создаем специальный регистр, где будет вся информация по детям-инвалидам,- говорит Людмила Ивановна. - В частности, какими формами лечения, воспитания, а главное - образования они охвачены. Интеграция этих детей в общий образовательный процесс - важнейшая задача, к которой должны быть готовы не только они и их родители, но и все общество.

Швецова вспомнила возмутительный факт, когда директор детсада отказалась принять ребенка с синдромом Дауна: мол, как на это посмотрят родители здоровых детей? Менталитет - тоже проблема.

На пресс-конференции прозвучало много цифр, свидетельствующих о заботе города об инвалидах: только в этом году 237 человек обеспечены протезами, 497 получили технические средства реабилитации. Практически всех удалось обеспечить автомашинами (хотя федеральный центр выделил льготникам только 6 автомобилей "Ока") или взамен их денежными компенсациями. На 186 городских маршрутах работают низкопольные автобусы и троллейбусы, а до конца года такие появятся на 212 маршрутах. Выручает социальное такси, которое круглосуточно принимает заказы от инвалидов. При этом клиент оплачивает половину стоимости - 185 рублей в час. Уже поступило 72 тысячи заявок. До конца года планируется обустроить 1700 наземных пешеходных переходов, построить в домах-новостройках 124 специальные квартиры для инвалидов-опорников, приспособить еще 600 квартир и более 800 подъездов.

Меню для слепого

А накануне в столице проходил московско-берлинский семинар на ту же тему "Приспособление городской среды для нужд инвалидов". Его проведение было предусмотрено соглашением, еще год назад заключенным департаментом соцзащиты правительства Москвы и сенатом Берлина. Немцы поделились своим опытом, показали фильмы. Столичные чиновники переглядывались и одобрительно поднимали вверх большой палец.

Берлинская программа так и называется "Город без барьеров". Принцип такой: чтобы не оскорблять человеческое достоинство инвалидов, не надо делать из них объект чрезмерного общественного внимания, лучше устранить стоящие на их пути препятствия. Поэтому в Берлине практически все общественные и административные здания приспособлены к нуждам немощных людей. По существующему закону 10 процентов номеров в новых берлинских гостиницах должны оснащаться с учетом потребностей инвалидов. В берлинских ресторанах лежит меню для слепых, выполненное шрифтом Брайля. Немцы уверены: каждому жителю должны быть доступны выставки, музеи, театры (коляска должна проходить между рядами).

Сегодня Берлин озабочен демографической ситуацией: население стремительно стареет, скоро пожилые люди составят 30 процентов. Заглядывая в проблемное будущее, немцы стараются сделать свой город гуманным для всех.

В начале пути

После этого семинара взгляд невольно цеплялся за "непреодолимые" московские ступени - увы, в российской столице они на каждом шагу. Достаточно посмотреть на свой привычный маршрут глазами инвалида-колясочника. Вот у нас пятиэтажка без лифта - как ему одолеть путь на улицу? С третьего этажа - 40 ступеней. 40неуклюжих стуков коляски. Сколько времени она прослужит? А вверх - каково? Вот Сбербанк- на крыльцо ведут два лестничных пролета без пандусов. Салон красоты - тоже не взлетишь. В подземный переход через Кутузовский проспект можно спуститься по ржавым полозьям, но в середине пути - перепад поверхности- пять ступеней вверх. Значит, поворачивай назад. До 80 процентов подземных переходов, построенных до 1995 года, как призналась на пресс-конференции зам. руководителя департамента соцзащиты Ольга Михайлова, без пандусов. И за город с железнодорожной станции Кунцево не уедешь: над путями - лестничный переход.

Строится масса новых магазинов, но далеко не все приспособлены для инвалидов. Специалисты департамента привели пример с сетевым гипермаркетом "Метро", где колясочник может спокойно проехать по рядам, выбрать товар, но у кассы - преграда. Коляска не проходит по ширине. Так вот: теперь ни один объект не будет приниматься в эксплуатацию без экспертизы социальных служб.

- Мы только в самом начале пути, - призналась Людмила Швецова. -Необходимо совершенствовать законодательство - и федеральное, и городское. Считаю, что всех льготников следует передать под ответственность субъектов Федерации. Москва к этому готова. Создавать больше рабочих мест, пока мало вузов, готовых принять студентов-инвалидов, - разве что МВТУ имени Баумана и Московский психолого-социальный институт.