Барнаул вернулся к длинным очередям советских времен

Тысячи барнаульцев посетили общегородскую социальную ярмарку, организованную 1 декабря на площади Сахарова. Ее товарооборот превысил два миллиона рублей.

У ярмарки была хорошая реклама. Впервые за последние годы она прошла столь масштабно. К практике городских ярмарок под открытым небом с широким привлечением сельхозпроизводителей из-за пределов краевого центра вернулись после нескольких лет забвения. Пробный шар был запущен 3 ноября. Тогда товарооборот городской ярмарки составил два миллиона  рублей. По информации комитета по потребительскому рынку и услугам администрации города, по некоторым товарам цены были на 30-40 процентов ниже, чем среднерозничные.

- Это был наш ответ на осенний скачок цен, - говорит председатель комитета Борис Шеляков. - Нам хотелось доказать, что Алтайский край способен адекватно отреагировать на ситуацию.

В этот раз цены на продукты питания были те же, что и месяц назад. Немного повысились только на мясо. Организаторы ярмарки постарались, чтобы 1 декабря круг торгующих расширился. Так, мясо и мясопродукуты продавали уже не восемь, а десять организаций. Впервые в Барнаул привез свою продукцию Рубцовский мясокомбинат. Как и месяц назад, колбасные изделия и мясо пользовались наибольшим спросом покупателей.

Говядину несортового разруба можно было приобрести по 90 рублей, а сардельки продавали по 75 рублей за килограмм. Мясо кур первой категории продавалось по 52 рубля, бройлеров - 75 рублей. Организаторов удивило, как много продали сырого молока. Но в этом нет ничего удивительного. Сработала реклама. На ярмарку пришли те, ради кого она и затевалась, - бедные слои населения. Это они наиболее активно покупали молоко и растительное масло. Пенсионерка Раиса Казакова высказала пожелание, чтобы городские ярмарки проводили чаще: "Довольными останутся и покупатели, и продавцы".

По словам тех же представителей мясокомбинатов Камня-на-Оби и Рубцовска, они, как продавцы, не оказались внакладе. Но основной интерес к ярмарке, думается, у производителей не из-за прибыли (торговать для них все-таки хлопотно) - есть возможность разведать потребности и возможности барнаульского рынка.

Часть покупателей на этой ярмарке отпугнули очереди. Они напомнили конец советской эпохи. Однако большинство людей были нацелены на покупку и не хотели уходить с пустыми руками. Об этом можно было судить хотя бы по очереди к павильонам одной из известных торговых сетей города. За ту же цену ее товар можно было купить в этот день и в магазине - в теплом помещении, не томясь в очереди. Но, видимо, подобные ярмарки - это еще и своеобразная психотерапия для малоимущей части населения.

Эксперт "РГ" - домохозяйка Галина Каркавина, проживающая в Индустриальном районе Барнаула, провела анализ цен. По ее мнению, в самом большом выигрыше оказались пенсионеры, живущие в центральной части города. Некоторым старикам с окраины, несмотря на бесплатный проезд, ехать в центр города не имело смысла. В ряде случаев экономия средств могла не соответствовать утомительности поездки. Растительное масло, продававшееся на ярмарке за 40 рублей, на рынке Индустриального района, по словам эксперта "РГ", можно купить за 42 рубля. Говядину несортового разруба в специализированном магазине - за 95 рублей, сельдь - даже дешевле, чем на ярмарке.

- Дешевой была продукция одного из мясоперебатывающих предприятий, - говорит Галина. - Но в городе она раньше не продавалась, а потому не знаю, что сказать о ее качестве. Еще обратила внимание на то, что одна из бабушек покупала дешевую ливерную колбасу. Возможно, в продуктовых магазинах города ее нет. Если так, то это ярмарке плюс.

Сама домохозяйка, имея скромный достаток, предпочитает покупать продукты на оптовых рынках и в торговых сетях. Торговля под открытым небом отпугивает ее антисанитарией, очередями и невозможностью спокойно выбрать товар.

Видимо, с ростом благосостояния людей социальная ярмарка в том виде, в каком существует сейчас, прикажет долго жить. В городском комитете по потребительскому рынку и услугам пока не готовы сказать, когда ждать следующей.