На юге России намерены реанимировать институт вузовских воспитателей

Два года назад в число основных показателей аттестации высших учебных заведений был введен показатель "воспитательная деятельность". С тех пор не стихают споры преподавателей о том, нужно ли воздействовать на взрослых людей и как именно это можно сделать.

Об этом говорилось на прошедшей в Ростове межрегиональной конференции "Социализация и воспитание студенческой молодежи".

В советское время наставничество, преемственность поколений в высшей школе было сильным звеном образования. Сегодня все по-другому. Как признались ростовские студенты в ходе социологического опроса, для большинства из них отношения с преподавателями превратились в чисто формальные контакты в рамках учебного процесса. Взаимопонимание с педагогами существует только у 30 процентов студентов, отношения наставничества сложились у 45 процентов опрошенных. Это объясняется, возможно, тем, что большинство преподавателей, по мнению почти 80 процентов ростовских студентов, сосредоточены только на учебной программе. Среди причин, порождающих формальные отношения учащихся с педагогами, исследователями называются также такие факторы, как недоверие студентов к преподавателям из-за высокомерия последних, боязнь учащихся быть непонятыми.

- Конфликт поколений усугубляется тем, что преподаватели в глазах студентов являются примером "невписанности" в новую социальную структуру, "неуспешности" в изменившейся реальности, - считает руководитель Центра социологических исследований Совета ректоров вузов Ростовской области Виктор Филоненко. - Многие преподаватели вынуждены заниматься поденщиной в нескольких вузах одновременно, у них нет времени на индивидуальные беседы со студентами. Они не следят за выходом в свет специальной литературы по своей дисциплине.

Тем не менее, 60 процентов опрошенных учащихся вузов хотят видеть в преподавателе наставника и в профессии, и в жизни. Однако кураторская деятельность не поощряется материально. В вузах не существует соответствующей статьи расходов. Проректор по воспитательной работе в одних ростовских вузах совмещает еще и обязанности проректора по хозяйственной работе, а в других такой должности вообще нет.

- Воспитательное воздействие педагогов особенно важно на первом курсе, когда вчерашние школьники еще не научились правильно организовывать свой учебный процесс, - считает проректор по воспитательной работе Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) Галина Максимова. - Мы к "внеклассной" работе активно привлекли современные технологии. У всех студентов вуза собрали адреса электронной почты, по которым еженедельно осуществляется рассылка. Она включает в себя новости университета. Стать героем электронной заметки для любого студента почетно, это своего рода поощрение.

Интересным опытом в области кураторства поделились преподаватели Белгородского госуниверситета. Каждый семестр куратор проводит родительское собрание и сообщает родителям итоги аттестации, посещаемость занятий их чадами. Регулярно навещает студентов, проживающих в общежитии университета, дабы узнать, чем занимаются учащиеся в свободное время. Водит своих подопечных в кинотеатры на просмотр фильмов социальной направленности (ректорат оплачивает эти сеансы), организует встречи с врачами, занимающимися профилактикой наркомании, алкоголизма, распространения ВИЧ. Куратор имеет в Интернете почтовый ящик, куда может обратиться каждый студент, и электронный дневник. По решению учебного совета университета куратор ежемесячно получает доплату в пять тысяч рублей. В вузе регулярно проводится конкурс на лучшего куратора с награждением солидной денежной премией. В итоге кураторство стало престижным.

Прямая речь

Владимир Игнатов, ректор Северо-Кавказской академии госслужбы, доктор экономических наук, профессор:

- Сегодня воспитательная работа в вузах переживает новый этап, связанный с современными тенденциями государственной политики в области образования. В большинстве ростовских вузов созданы благоприятные условия для развития и саморазвития личности студента. Тем не менее, в воспитательной системе высшей школы имеется и ряд нерешенных проблем. Вузовские педагоги не всегда подают студентам пример нравственного поведения. Система воспитания нередко подменяется набором мероприятий, формат которых не позволяет уделять внимание каждому студенту, а самоуправление - формальными, бессистемными акциями.