Осталось меньше двух лет до празднования 1150-летия Великого Новгорода. Местные власти делают все возможное, чтобы не ударить в грязь лицом (и в прямом, и в переносном смысле) перед многочисленными гостями.
А город, честно говоря, изрядно подзапущен. Асфальт на улицах постепенно превратился в решето, дворы заросли бурьяном, с каждой зимой все меньше фонарей освещали дорогу новгородцам. Ответ на все претензии горожан был один: нет денег.
Надежда Михайловна, жительница улицы Зелинского, пять лет регулярно носила жалобы и заявки на устранение "болота” возле входа в ее подъезд и в жилищное управление, и в "Службу заказчика”, и в комитет по ЖКХ администрации города. Выиграла иск в суде. В итоге - новенький асфальт, герметизация подвала. Теперь она воюет за ремонт в подъезде.
Собственно, в основном по жалобам-сигналам да заявкам из МУЖЭПов долгое время и вели коммунальные службы города ремонт дворовых территорий. Откуда больше обращений - там и починят. На большее-то все равно средств нет. Но порочность системы была видна невооруженным глазом. Пару лет назад договорились с депутатами, что те, каждый на территории своего округа, оценят ситуацию, обсудят со специалистами и жильцами, а потом уже на совместном заседании утвердят, куда в ближайшее время направить бюджетные средства. К слову, у мэра города при любых обсуждениях всегда были собственные приоритеты - детские сады, школы, больницы, за них хлопотать особенно некому.
Таким образом, в 2007 году отремонтированы асфальтобетонные покрытия дворовых территорий многоквартирных домов на 25 объектах Великого Новгорода, площадью около 20 тысяч квадратных метров на сумму - 11,1 миллиона рублей из средств городского бюджета. И на будущий год уже расписаны точные адреса 70 дворовых территорий, где обновят тротуары, проезды. Тем более что нынче не успели освоить 16 миллионов рублей из средств, которые выделил на благоустройство города областной бюджет.
Более пристальное внимание властей к социальной сфере отразилось и в том, что в 2007 году впервые была разработана целая программа по ремонту и установке новых детских игровых комплексов. Прежде лишь новые дома могли похвалиться качелями-каруселями. А за нынешний год в 50 дворах появились новые игровые площадки, еще 25 будут установлены в следующем году.
- Да, хотелось бы и покрасивее, поэстетичнее, - признается председатель комитета по ЖКХ администрации Великого Новгорода Николай Хатунцев. - Чтобы были и многофункциональны, и долговечны. Пока красивые игровые комплексы появляются в городе только благодаря спонсорам или владельцам культурных и спортивных зданий.
Первый в областном центре мини-скейт-парк для катания на велосипедах, роликовых коньках и скейтбордах оплатил и подарил городу неравнодушный к спорту новгородец. Что касается муниципальной власти, то надо заметить, что отдельной строкой в бюджете детские игровые комплексы нынче были прописаны впервые.
Когда в середине лета на головы сотрудников администрации города упал федеральный транш на ремонт и реконструкцию дорог, чувства были смешанные: с одной стороны, о таких деньгах и не мечтали, с другой - осень на носу. Тем не менее провели конкурсы, разместили заказы, и за два месяца успели "уложить” в городские улицы и тротуары примерно четверть выделенной суммы. А ведь были еще и средства из муниципального бюджета (10 миллионов рублей) и из областного (109 миллионов). Новгородские дорожные фирмы работали слаженно. Но их сил явно не хватало. Конкурс выиграла еще и питерская фирма. Но она успела лишь подготовить улицы к асфальтированию - пришла зима. Стелить асфальт по снегу городские власти запретили, отложив все уличные работы до весны.
При выборе технологии реконструкции и ремонта основных магистральных улиц предпочли метод старый, но проверенный: снимается верхний слой асфальта, выравнивается, сверху кладется новый слой. Специалисты объяснили, что, конечно, это хуже, чем заново стелить полотно дороги, укрепляя его современными методами, но по стоимости в разы дешевле. И все же лучше, чем латать дыры на проезжей части улицы заплатками, дорога продержится дольше.
А шиковать Новгороду не приходится. По нормативам ежегодно на ремонт и реконструкцию 8 процентов дорог следовало бы тратить около 140 миллионов рублей. В предыдущие четыре года удавалось выкроить от 15 до 55 миллионов. Дороги, своевременно не починенные, разрушаются. Капитального ремонта сегодня требуют более 70 процентов уличной сети.
В центре города уже лежит новехонький асфальт, автомобили, когда нет пробок, скользят, как по маслу, любуясь красотами древнего города. Но сколько еще в городе глухих уголков, куда в распутицу - хоть на тракторе. Несколько улиц ждут настоящей реконструкции (разбитые, узкие дороги, где не разъехаться и двум машинам). Городу как воздух нужен еще один виадук и третий мост. Нужны объездные дороги на окраинах, чтобы разгрузить поток машин.
Сейчас у дорожников - время бумажной работы. Дорабатываются, согласуются проекты, заключаются договоры, закупаются материалы. До конца апреля новгородцы уже не услышат объявления "на капитальный ремонт закрыта улица…”.