Сразу три дела, связанные с публикациями экстремистской направленности, рассмотрены в Сочи, Краснодаре и Новороссийске

Сразу три дела, связанные с публикациями экстремистской направленности, рассмотрены в Сочи, Краснодаре и Новороссийске. Как признался фигурант одного из них, его организации удалось просуществовать на Кубани с 1992 года. А недавно силовики выявили три крупных экстремистских организации, некоторые из них опирались на арийскую символику. Откуда они взялись на Кубани?

Босиком по углям

Вступил в силу приговор, вынесенный Октябрьским районным судом Новороссийска редактору и издателю газеты "За Русь" Сергею Путинцеву, распространявшему в публикациях материалы, признанные националистическими. Как сообщили в краевой прокуратуре, в Сочи за напечатанное антисемитское стихотворение двумя годами лишения свободы условно наказана редактор одной из местных газет Надежда Донская. Полтора года условно дали краснодарцу, который под ником "Пересмешник" писал в Интернете сообщения экстремистского содержания. Характерно, что многие из них, как и арестованные руководители других подобных организаций, причисляют себя к так называемому славяно-арийскому неоязычеству.

Можно бесконечно вопрошать, откуда взялась нордическая кровь у кубанцев, которых изрядно замешали на южных генах их прадеды-казаки во время военных походов, но впервые славянских ариев на Кубани я встретила в 2003 году. Тогда мне хотелось написать репортаж о чуде.

Согласитесь, это романтично: пламя костра рвется вверх, а вокруг него - люди в белых рубахах плотным кольцом хороводят: "Разгорайся, царь-огонь, коловрат и посолонь!" На вышивках - экзотический узор. Как пояснили, особые древнеславянские письмена, руны. Но вот огонь начал затухать - и народ двинулся босиком... прямо по раскаленным углям. Самому старшему - шестьдесят, самому младшему - лет шесть. "Не бойтесь! Ведь я не боюсь!" - кричит ребенок. Пятки у мальчишки после хождения по углям покрылись черной копотью. И - никаких ожогов. "Идти надо по-особому, - сообщает он секрет, - пальцы не подгибать".

Краснодарские "ведуны" тогда иронизировали над новороссийскими, которые ритуально резали петуха. Но у костров еще не произносили слов о "второстепенных" нациях. И своих журналов не издавали.

С момента моего первого знакомства со славянскими язычниками-огнепоклонниками прошло четыре года. Что за это время произошло с некоторыми из них и почему - понимаешь, читая дело новороссийского неоязычника Сергея Путинцева.

Свой - чужой

Газета, которую возглавлял Путинцев, издавалась с 1992 года под эгидой занимающейся "исторической и культурно-просветительской деятельностью" новороссийской городской общественной организации (он же и был ее председателем). Но постепенно эстетика здесь начала перетекать в политику.

На благие идеи ловилось немало действительно любящих отечественную культуру и историю людей. Выходила газета четыре раза в год. А распространялась у входа в Центральный рынок, где Путинцев и его единомышленники регулярно проводили пикеты "против распространения наркотиков". Номера печатались в типографии с характерным названием "С легкой руки". По словам редактора, издавалась газета на заработанные им средства. Однако официально он нигде не работал, как и большинство духовных наставников подобного рода.

Путинцев, кроме прочего, состоял в неком спецподразделении "Гром" в должности духовника членов данной организации. По его словам, она была создана в июне 2005 года при одной из казачьих организаций. Правда, на суде представители Кубанского казачьего войска категорически от таких "единомышленников" открестились.

Судя по тому, что печаталось в газете, тех, кто оказывался за пределами огнем начертанного круга, со временем становилось все больше. "Не подошли" по цвету глаз и жизненным устоям некоторые национальности, не исконным показалось православие, не своими стали силовики. Удивительно, но факт: многие постулаты неоязычников-радикалов буквально совпадают с заявлениями тех же сатанистов, которым они объявили войну. К примеру, неприятие христианства. Но еще больше точек соприкосновения оказалось с доктриной немецкого фашизма.

Игры с огнем

Как сообщили на суде свидетели, вокруг этого человека всегда находились юноши и девушки в камуфляже. В одном из номеров газеты за 2005 год запечатлен всероссийский съезд национал-патриотических объединений... Молодой человек в пятнистой форме до боли знакомым поднятием руки приветствует старшего. На рукаве - повязка со знаком, похожим на свастику. На процессе обвиняемый заявил, что этот знак - символ солнца, который всегда использовался в орнаменте славянских одежд, а такое приветствие известно у многих народов. Как подтверждают искусствоведы, исторически оно так и есть. Но ветеранам Великой Отечественной войны и их внукам, воспринимающим такую символику как нацистскую, этого не объяснишь: эти символы надолго опорочены фашизмом. К тому же по действующим законам распространение изображения свастики любой модификации запрещено. Среди настольных книг у обвиняемого были "Доктрина фашизма", "Германский национал-социализм".

А может, это просто игра? Но когда правоохранители начали разматывать клубок аналогичной кубанской организации "Духовная родовая держава Русь", он привел и в другие города страны. А ведь поначалу все это оперативникам казалось бредом сумасшедшего. Чего стоят указы ее лидера о назначении удельных князей и министров по регионам. В ходе следствия он был признан психически больным человеком.

Как человек с ненормальной психикой смог собрать под свои знамена такое количество вменяемых людей? А так же, как и Путинцев. Один из свидетелей показал, что принимал участие в пикетах, потому что в течение трех месяцев власти города якобы не обращали внимания на торговлю наркотиками на Центральном рынке Новороссийска. Идеологическая приманка была испытанной и простой: мол, стоит только освободиться от "инородцев" - и все проблемы исчезнут. Примечательно, в числе единомышленников националистов оказался, к примеру, новороссиец, заявивший, что он немец по отцу, по матери - поляк, а по менталитету - русский. Распространялись печатные издания националистических организаций и в Краснодаре. Причем в киоске, принадлежавшем уроженцу южной страны.

Силовики уверяют, что в этих делах поставлена точка, костры раздора на Кубани затушены и уроки извлечены. И ни один материал националистической направленности ни в Интернете, ни в печати не останется незамеченным. В Новороссийске вот-вот пройдет референдум по принятию закона о молодежной политике. Немалые гранты выделены для создания в крае общественных организаций, которые должны найти, чем занять юное поколение. Значит ли это, что игры с огнем закончены?

Комментарии

Александр Рюмин, старший помощник прокурора Краснодарского края:

- Распространение свастики, в том числе и сходной с ней до степени смешения, запрещено сразу двумя федеральными законами. В них четко сказано, что распространение любых нацистских символов запрещено и рассматривается как проявление экстремизма. Так что никакие слова о коловрате не могут служить оправданием. На сегодня у нас в работе находятся два административных производства по распространению нацистской символики - это дело Сарафанова и Путинцева. Оба они привлечены к административной и уголовной ответственности. Подобные дела раскрываются нами совместно со специалистами УФСБ и ГУВД Краснодарского края, Росохранкультуры.

Александра Костигина, искусствовед, старший научный сотрудник краевого выставочного зала изобразительных искусств:

- Большая опасность для культуры, когда всех художников пытаются стричь под одну гребенку. Не хотелось бы, чтобы вместе с крайне радикальным, националистическим крылом гонениям подверглось все направление славянского неоязычества. Эта эстетическая система берет свое начало с трудов академика Федора Буслаева. Ее можно найти и в творчестве Александра Блока, Алексея Ремизова, Николая Рериха, Игоря Стравинского. Как эстетическое направление неоязычество имеет своей целью внутреннее совершенствование человека, живущего в согласии с природой. Ему мы обязаны возвращением школы ратоборства, славянских боевых искусств. Им увлекались еще в XIX веке и увлекаются сейчас многие собиратели фольклора, этнографы, историки, художники, возрождающие традиции древнерусского искусства. Подходить к этой проблеме нужно профессионально и крайне щепетильно.