Кинематограф Башкирии страдает от отсутствия материальной базы и финансирования

Стартовали Дни башкирского кино. О проблемах в этой области корреспонденту "РГ" рассказал директор киностудии "Башкортостан" Айбулат Юнусов.

"Российская газета": Айбулат Галиянович, почему население республики не видит башкирских картин?

Айбулат Юнусов: Наших лент, действительно, на экранах практически нет. Кинопрокату невыгодно брать местные фильмы - тяжело собрать зрителя. Дни как раз призваны популяризировать их. Это первый опыт продвижения нашей продукции в республике. Фильмы будут демонстрироваться в пяти городских кинотеатрах и в райцентрах.

"РГ": Правительства некоторых стран в свое время вводили квоты на показ национальных фильмов. Отчисления аккумулировались в специальном фонде, откуда финансы шли на развитие местного кино. Может быть, имеет смысл применить подобный опыт и в регионе?

Юнусов: Похожая на квоту практика была в советские времена: перед основным сеансом показывали наши республиканские документальные фильмы. А художественных, надо заметить, у нас и сегодня не так много - всего четыре-пять.

Крайний вариант квот - индийский, когда зарубежную продукцию вообще не пускают в прокат. Это не выход. Необходимо объединение киностудии и "Башкиновидеопроката", тогда не будет границ между производителем и прокатчиком. А чтобы сделать качественный фильм нужны деньги и кадры. У нас же пока нет элементарной базы, не хватает очень многого. И люди, получившие опыт, уходят.

"РГ": Действительно, студия не раз переезжала с места на место. Когда вы все-таки рассчитываете получить свое специальное помещение?

Юнусов: Здания, где мы сейчас располагаемся, будут сноситься. Сейчас ведутся переговоры. В ближайшие два года вопрос должен решиться. В центре Уфы будут располагаться офис, небольшой павильон, звукостудия и монтажная. Большие павильоны надеемся возвести за городом, где и земля, и строительство обойдутся дешевле.

"РГ": Вы говорили о плохой обеспеченности профессиональными кадрами. Но те же бывшие работники киностудии "Башкортостан" прекрасно трудятся за ее стенами. Рияз Исхаков, работавший оператором-постановщиком, после ухода из госведомства оказался востребованным в Москве, где участвовал в съемках боле десятка известных картин, в том числе двух частей фильма "Ундина", "Кода апокалипсиса". Редактор Айдар Акманов теперь пишет сценарии для российского сериала "Адвокат". Не сходит с титров топовых картин имя талантливого оператора Даяна Гаиткулова. Те, кто уехал из республики, говорят, что не смотря на то, что они совсем не востребованы в государственной киноструктуре, с удовольствием поучаствовали бы в съемках местных картин...

Юнусов: Мы не против сотрудничества с ними, но они оценивают себя по другим меркам. Например, день съемок оператора - минимум 100 долларов. А если средний фильм снимается около 60 дней?

Положительный опыт работы с высокими профессионалами у нас все же есть. Сейчас на озвучивании находится комедия "Ловец ветра", на которую мы возлагаем большие надежды. Она снята с участием того же Рияза Исхакова, привлечены московские осветители и известный актер Марат Башаров. Однако изначальный пятимиллионный бюджет намного превышен.

"РГ": Башкирскому кино 40 лет, киностудии - 17. Может быть мы не видим местных картин, так как нет четкого плана производства кассовых фильмов, нет концепции развития кинематографа?

Юнусов: Мы только становимся на ноги. До сих пор нашей основной целью была съемка хроникальных документальных картин, чтобы сохранить память о выдающихся республиканских деятелях современности для потомков. Художественные ленты можно и нужно снимать. Но все упирается в финансы. Надеемся на более серьезную поддержку со стороны Федерального агентства по культуре и кинематографии. Например, в этом году мы сделали заявки на финансирование пяти документальных и одного игрового фильма. Утвердили только один, да и тот с бюджетом, сокращенным в 2,5 раза. А вообще нам должно быть выделено на будущий год из средств республики 15,5 миллионов рублей, из них около 14 уйдет на содержание киностудии. Лишь около полутора миллионов остается на кино!

Пока я вижу выход именно в малобюджетных лентах: можно сделать хороший продукт и за 500 тысяч рублей. Вот сняли "Рахмат", который будем прокатывать во время Дней башкирского кино. Сейчас идут работы над малозатратным хорошим фильмом "Звезда моя". Время от времени нам предлагают: "Давайте переснимем "Салавата Юлаева". Но сейчас мы не сделаем фильм лучше Протазанова. Смотрите, что натворили с "Тихим Доном" и "Войной и миром". И опять же финансы. По Салавату Юлаеву сценарий фильма прекрасный, но там массовые сцены - необходимо много оружия и костюмов. При соблюдении всех тонкостей исторической картины нужно 50 - 60 миллионов рублей.