Водители и страховщики Алтайского края не хотят платить по ОСАГО больше, чем сейчас

Поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) бурно обсуждают и водители, и страховщики, и представители госавтоинспекции.
В ноябре депутаты Государственной Думы приняли поправки в закон об ОСАГО, которые вызвали много противоречивых мнений как среди автолюбителей края, так и среди представителей страховых компаний.

По новым правилам со следующего года устанавливается порядок прямого регулирования убытков и повышается размер выплат по ущербу здоровью граждан, попавших в автомобильную аварию. Страховщики даже без калькулятора посчитали, что по новым жестким правилам без повышения тарифа на ОСАГО им невыгодно будет работать.
Слухи о возможном повышении тарифа быстро разлетелись по городам края. Автомобилисты, поверхностно знакомые с другими нововведениями в закон ОСАГО, обрушились с резкой критикой на страховые компании, которые, по их мнению, пытаются воспользоваться ситуацией и нагреть на изменениях в законе руки.

Главный вопрос - насколько нужно поднимать тариф. Алтайский союз страховщиков пока не готов ответить, но речь идет о повышении даже на 50 процентов. В противном случае, по словам председателя этой ассоциации Виктора Рау, систему автострахования края ожидают как минимум серьезные потрясения.

 - Окончательные выводы делать рано, все еще нужно грамотно обсчитать, - говорит он. - В этом вопросе множество разных тонкостей. Тариф можно регулировать за счет того, что в городе и селе применяются разные повышающие коэффициенты. Кроме того, нельзя забывать и о том, что в нашей стране есть такие "неблагополучные" регионы, как Тюменская область, где по улицам разъезжают дорогостоящие машины и наблюдается большая аварийность. Там страховщики делают огромные выплаты, и им, получается, просто невыгодно работать. В Алтайском крае шикарные авто бьются редко, поэтому и расклад совершенно другой.

По новым правилам за возмещением ущерба потерпевший в ДТП может обратиться в свою компанию, а не в фирму виновника, как сейчас. Кроме того, поправки позволяют вызывать представителей ГАИ на место происшествия только в том случае, если в аварии пострадали люди. В остальных случаях водители будут на месте заполнять извещение о ДТП и отправлять его в свою cтраховую компанию.

Степень виновности каждого из участников дорожно-транспортного происшествия определят уже страховщики, опираясь на информацию, содержащуюся в извещении, свидетельских показаниях и типовых схемах происшествия. Максимальные выплаты при причинении вреда жизни и здоровью, составляющие сегодня 240 тысяч рублей на всех потерпевших, вырастут до 160 тысяч на каждого. Однако предельная сумма ущерба, который может быть возмещен по упрощенному порядку (то есть без представителя ГАИ), - 25 тысяч.

Водители обеими руками за нововведения, потому что основное количество аварий происходит с незначительными повреждениями транспорта. Если пострадавший хочет получить сумму больше, то ему придется вызывать ГАИ.

В краевом ГИБДД ждут не дождутся вступления новых правил. Ежедневно на дорогах края происходят сотни аварий, которые тормозят движение транспорта. На таких происшествиях задействованы сотни сотрудников, которые вместо бумажной работы могли бы заниматься профилактикой аварийности на дорогах.

- Новые поправки упростят оформление бумаг и разгрузят движение в городах, - считает Александр Кирьянов, водитель с 30-летним стажем. - Это очевидный плюс. Иногда гаишника приходится ждать часами, создавая пробки на дорогах. Одно беспокоит: водителям остается непонятна сама процедура определения ущерба на месте. Бывают, к примеру, скрытые повреждения, которые визуально невозможно определить. Как поступать автовладельцам и их страховщикам, если на деле сумма ущерба получится больше?
Алтайский союз страховщиков намерен вынести на обсуждение другую важную проблему: чтобы обезопасить себя от аферистов, предлагается ввести единую всероссийскую систему регистрации фактов ДТП.

- Не секрет, что есть определенная категория граждан, которая занимается недобропорядочными действиями на дорогах, - говорит Виктор Рау. - По сговору с подельником можно на оцарапанной машине останавливаться на каждом углу, вызывать страховщиков и получать деньги. Как отследить эти незаконные действия? Думаю, что нужны дополнительные подзаконные акты. В Барнауле есть структура "Аварком", которая гарантированно приезжает на ДТП и улаживает дела, фиксируя случаи происшествий. Во многих других территориях этим никто не занимается.

Филиалы страховых компаний, работающие в Алтайском крае, озабочены введенными в закон штрафами для страховщиков за каждый день просрочки выплат в размере 1/75 ставки рефинансирования Центробанка РФ. Причем размер неустойки не может превышать размер страховой суммы по возмещению вреда каждому потерпевшему.

- Если не повысить тарифы, то в следующем году страховщикам просто нечем будет выплачивать возросшие компенсации по "автогражданке", - уверен Виктор Рау. - Кроме того, если увеличатся выплаты по риску жизни и здоровья до 160 тысяч на каждого пострадавшего, то в будущем году совокупный объем выплат по ОСАГО у страховщиков может вырасти вдвое.

Перспектива платить больше, естественно, не устраивает автомобилистов. Но "золотую середину" со страховщиками все же придется искать. В противном случае загнанные в угол страховые компании будут вынуждены вовсе отказаться от "автогражданки" и заняться другими, более выгодными видами страхования.

За четыре последних года со страхового рынка Алтайского края ушли 30 из 160 компаний. Черный список может значительно пополниться. Страховой бизнес - это тоже бизнес, и работать в ущерб себе из благих намерений никто не готов.

Компетентно

Константин Шишкин, заместитель начальника отдела ДПС УГИБДД по Алтайскому краю:
- Госавтоинспекция положительно относится к введению новых поправок в закон об ОСАГО, потому что они во многом облегчат работу сотрудников ГАИ. В первую очередь изменения почувствуют на себе жители края - будет гораздо меньше пробок на дорогах. Над измененными правилами еще предстоит немного поработать, но это уже технический вопрос. У ГИБДД налажено довольно тесное взаимодействие со страховыми компаниями, и мы стараемся максимально упростить процедуру оформления ДТП, чтобы выплаты люди получали вовремя, обоснованно и чтобы не было нареканий всех заинтересованных сторон. Речь прежде всего идет о получении документов и различных справок.

Поправками предусмотрена быстрота их оформления. Бывают, конечно, спорные вопросы, но мы их стараемся решать в досудебном порядке. От страховых компаний существенных предложений по новым поправкам пока еще не поступало. Думаю, что они будут в первую очередь касаться оформления ДТП и участия в этом процессе сотрудников ГИБДД. Мы, в свою очередь, к решению этого вопроса готовы. Могу точно сказать, что специально будут выделены сотрудники, имеющие опыт работы по закону ОСАГО.