Трагедия, разыгравшаяся в Керченском проливе, стала катализатором, ускорившим решение многих наболевших у моряков и речников проблем. За последние дни профильные федеральные агентства совместно с минтрансом подготовили предложения, ужесточающие меры безопасности при мореплавании. В ближайшее время документ будет представлен в правительство.
Кстати, спасателям только 10 декабря удалось откачать мазут из затонувшей носовой части потерпевшего крушения в Керченском проливе танкера "Волгонефть-139".
- Операция прошла очень удачно, несмотря на то, что корпус ее сильно поврежден, - прокомментировал корреспонденту "РГ" по телефону с борта катера, возвращавшегося после подъема в порт, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Александр Давыденко. - Нам удалось откачать 1200 кубометров мазута.
Одно из главных требований разработанного документа - усиление мер безопасности работы рейдовых перегрузочных комплексов, то есть перегрузки в открытом море. И особенно там, где идет перевалка опасных грузов с мелких судов на океанские. В таких местах должно быть специальное оборудование, в том числе для сбора разлившихся нефтепродуктов, катера, заграждение. "Организовать это могут не все, поэтому с 1 января 2007 года мы запретили у себя в Черном море производить рейдовую перевалку мазута, - говорит глава Росморречфлота. - К сожалению, ее перевели на керченский рейд, который входит в юрисдикцию Украины, где не были готовы к такому повороту событий".
Также в документе говорится о "необходимости введения обязательного страхования всех типов судов". По словам Александра Давыденко, сейчас это вменяется в обязанность только перевозчикам, которые возят опасные грузы. Остальным Ространснадзор выдает просто свидетельство на право плавания. "Это расхолаживает владельцев в части обновления ветшающего флота.
Власти намерены добиться, чтобы суда "река-море" передали из Российского речного регистра в регистр морской. Сама по себе идея смешанного плавания хороша, поскольку, загрузившись в речном порту и тем же судном вывезя груз в море, исключается его перевалка с одного борта на другой. Естественно, экономически это очень выгодно. "Но правильнее было бы назвать такие суда "море-река", потому что параметры их все должны соответствовать не речным, а именно морским условиям эксплуатации, поскольку работать приходится в более агрессивных условиях: ветер и волна намного сильнее, вода соленая, - уточнил Давыденко. - А сейчас на них распространяется требование, чтобы высота волны не превышала всего два метра, и удаляться от берега они могут не дальше, чем на 25 миль. То есть суда должны иметь более мореходные качества".
По той же причине устьевым портам, то есть на реках, имеющих стыковку с морем, необходимо придать статус морских портов. "Такой статус мы уже придали порту Астрахани. А одно астраханское судно утонуло в Керченском проливе только потому, что хозяин и сам понимал, что для мореплавания оно слабовато и зарегистрировал в Ростовском речном порту", - привел характерный пример глава Росморречфлота.
Тем временем
Как рассказал "РГ" заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олег Митволь, его ведомство уже обратилось в суды с исками на владельцев судов, потерпевших бедствие в Керченском проливе. За экологическое загрязнение они должны будут выплатить в общей сложности 6,5 миллиарда рублей, из которых около 6 миллиардов - "Волгонефть-139". Несмотря на проведенную откачку, на дне скопилось большое количество мазута.