Вчера представители ведущих российских авиаперевозчиков, аэропортов, турфирм и общественных организаций гражданской авиации подготовили обращение к председателю правительства Виктору Зубкову в связи с "прогрессирующим кризисом в обеспечении авиационным топливом", который в ближайшие дни, по их уверению, выльется в очередной скачок цен на авиабилеты.
Это обращение они приняли на заседании "круглого стола", за которым их собрал комитет Торгово-промышленной палаты по энергетической стратегии и развитию ТЭК в связи с тем, что, по заверениям экспертов, в хранилищах некоторых российских аэропортов из-за резкого ноябрьского повышения цен на авиатопливо его запасов осталось всего на несколько дней. Это грозит сбоями в работе авиакомпаний и аэропортов, создает нездоровый ажиотаж, подогревающий дальнейший рост цен на авиакеросин. И как следствие, грозит удорожанием авиабилетов.
Например, в самом крупном российском аэропорту "Домодедово" цены на топливо с 1 декабря поднялись на 9,5 процента, с 8 декабря - еще на 8 процентов. И это уже после того, как в ноябре они в среднем по стране выросли на 25-30 процентов. Учитывая, что в стоимости билетов топливо "съедает" больше половины уплаченных пассажиром денег, становится понятно, что на их кошельки ляжет дополнительная нагрузка.
Тяжелее всех придется жителям Сибири и Севера России, прогнозирует заместитель председателя комитета ТПП Геннадий Шмаль, поскольку во многих районах ни автомобильных, ни железных дорог никогда не было и за последние десятилетия, кроме БАМа, ничего не появилось. Поэтому единственным средством передвижения до сих пор остается малая и средняя авиация. А именно она у нас самая энергоемкая: расходует почти на 50 процентов больше керосина, чем ее американские и европейские аналоги.
Кстати, из-за несовершенства и старости авиапарка потребность российских авиакомпаний в топливе ежегодно растет в среднем на 10-15 процентов, уточнил представитель одного из операторов российского авиатопливного рынка Евгений Островский. Если дело пойдет так и дальше, то через 5-7 лет может сложиться ситуация, что керосин придется импортировать при всем нашем нефтяном богатстве.
Что касается ближайшей перспективы, то Островский уточнил, что сейчас тонна авиакеросина в России стоит 20 тысяч рублей, а до конца декабря подорожает до 28 тысяч рублей. Это участники "круглого стола" объясняют тем, что основные причины роста мировых цен на нефть не сняты: доллар слабеет, политические риски, связанные с Ираном и конфликтом между Турцией и Ираком, остаются.
Иными словами, предотвратить предновогодний скачок цен на авиабилеты, скорее всего, уже не удастся. Но бизнес все же озвучил свои предложения правительству насчет того, как в 2008 году сохранить доступность гражданской авиации для населения хотя бы на нынешнем уровне. Отметив безусловную пользу для обновления российского авиапарка недавно принятой отмены ввозной пошлины на импортные самолеты вместимостью свыше 200 пассажиров, они предложили обнулить ее и для всех остальных типов машин. Это приведет к снижению потребления топлива, так как западная техника более экономична. Второе - это снижение налога на производителей топлива с 60 процентов до 20-23 процентов, как в развитых странах. Третье предложение - Федеральной антимонопольной службе проверить законность ценообразования на авиационное топливо в связи с тем, что топливно-заправочные комплексы, расположенные в аэропортах Московского авиаузла, подняли стоимость в среднем на 31 процент, а аэропорты Дальнего Востока сумели ограничиться 8 процентами. И, наконец, - минтрансу и Федеральной аэронавигационной службе авиакомпании предложили оптимизировать управление воздушным движением вблизи аэропортов, чтобы самолеты прекратили по 40 минут кружить вокруг них в ожидании посадки и при этом жечь дорогое топливо.
Если эти меры выполнены не будут и тенденции роста цен на авиакеросин сохранятся, то, как предупредил глава "Трансаэро" Александр Плешаков, "это приведет к увеличению стоимости авиабилетов во время летнего сезона еще на 15-20 процентов".