Первые наработки по стратегии развития здравоохранения в РФ с 2009 по 2019 годы появятся в феврале 2008 года. Об этом сообщил вчера заместитель министра здравоохранения и соцразвития Владимир Стародубов.
"Стратегия должна включать в себя все ключевые моменты в организации медицинской помощи в стране, - констатировал замминистра. - Это и финансирование здравоохранения, и обеспечение доступности и качества медпомощи, правовое взаимодействие врачей и пациентов, страхование профессиональной ответственности врачей". Такие выводы Владимир Стародубов сделал, основываясь на итогах общественных слушаний, организованных комиссией по здравоохранению Общественной палаты РФ.
Основная трудность предстоящей работы - сделать не декларативный документ, а действительно реальную программу развития российской медицины. Между тем четкой и единой позиции у специалистов пока нет.
Так, уход от "социалистического" бюджетного финансирования, замена его страховыми механизмами в России большого положительного эффекта не принесли. Это признают даже сами страховщики. В развитых странах страховые компании не просто оплачивают работу клиник, они являются и основным инструментом контроля качества оказываемой помощи, с одной стороны, и эффективности финансовых расходов, с другой. У нас же страховщик в сущности является "кассиром", через которого идут деньги, и не более того.
Эффективность российской медицины - отдельная больная тема. Разброс в уровне доступности к хорошим специалистам (не говоря уже о новейших технологиях лечения) - на уровне стран третьего мира.
Распределение средств по различным этапам оказания медпомощи - еще один больной вопрос. В России, как известно, 60 процентов всех трат приходится на стационарное лечение - когда больной уже имеет серьезное расстройство здоровья. Это вдвое больше, чем в развитых странах. Первый шаг к усилению профилактической работы, к интенсификации "работы на опережение болезни" на уровне участкового врача, сделан национальным проектом "Здоровье". Теперь важно закрепить и развить это направление.
А главное, что все разрозненные, казалось бы, проблемы должны быть учтены в готовящейся концепции. По словам Стародубова, на сегодняшний день даже тезисно выписанного документа пока нет, и министерство открыто для любых предложений.
Переход к планированию бюджетных расходов вперед на несколько лет требует, чтобы потребности отрасли были четко обозначены как можно быстрее. Тем более что, несмотря на значительный рост государственного финансирования системы здравоохранения, оно все же отстает от темпов роста ВВП.