В "группе риска" главным образом оказались работы импрессионистов и модернистов из собраний Пушкинского музея и Эрмитажа. На эти произведения - картины Матисса, Сезанна, Ван Гога, Гогена и других, принадлежавшие до национализации в 1918 году известным коллекционерам Сергею Щукину и Ивану Морозову, в очередной раз могут предъявить права их потомки. Как, скажем, внук Щукина Андре-Марк Делок-Фуко, живущий во Франции. Шесть лет назад он уже предпринимал такие попытки, когда подобные выставки гастролировали за рубежом. Тогда его иски были отклонены. С другой стороны, еще памятна попытка швейцарской фирмы Noga в 2005 году наложить арест на 54 картины "пушкинских" импрессионистов, экспонировавшихся тогда в Фонде Pierre Gianadda в швейцарском же городе Мартиньи, и с помощью такого "залога" решить проблему с возвращением российского государственного долга.
Законодательством Великобритании не предусмотрен иммунитет в отношении произведений искусства, временно ввозимых в страну. Этот вопрос еще только будет рассматриваться английским парламентом в следующем году. "Мы знаем английские гарантии, они не предоставляют иммунитета от претензий третьих лиц. Есть две проблемы - претензии на картины могут предъявить либо наследники, предки которых владели картинами до октябрьских событий, либо компании, которые имеют финансовые претензии к российским компаниям", - комментирует сотрудник Россвязьохранкультуры Татьяна Петрова.
Заверения же британской стороны в том, что выставке картин из российских музеев будет гарантирована безопасность лишь после того, как Королевская академия искусств подтвердит "чистоту" юридической истории работ, такие же неопределенные и туманные, как и сам Альбион. Так или иначе законодательного иммунитета пока нет.
По словам заместителя руководителя Россвязьохранкультуры Анатолия Вилкова, "картины, которые сейчас находятся на выставке в Дюссельдорфе, должны вернуться в установленные сроки в Россию".
Пока же в Лондоне уже отпечатаны афиши "Из России..." с хитом выставки - "Танцем" Матисса. Возможно, только им и придется любоваться британской публике 26 января, на которое и намечалось открытие экспозиции.