Жертвами телефонного надувательства на юге России ежегодно становятся тысячи людей

Мошенники стремительно осваивают новые методы выманивания денег. С городских улиц они перекочевали в сферу IT-технологий, и, судя по шокирующей статистике, чувствуют себя там очень уютно. Корреспондент "РГ" на собственном опыте узнал, на чем "играют" современные аферисты.

Мобильная связь для человека сегодня едва ли не самое важное благо. Мы ценим ее, как абориген из племени Мумбо-Юмбо - последнюю банку выброшенных волнами на берег консервов. Именно этим пользуются мошенники. Количество способов обмана с помощью сотового телефона не снилось даже Остапу Бендеру с его сотней приемов "честного" отъема денег у граждан. Один из них основан на доверчивости и страхе абонента оказаться вне зоны доступа.

"Ваш номер будет заблокирован в связи со сбоем сети, который произошел в нашей компании. Срочно позвоните в службу поддержки клиентов, чтобы мы смогли переключить вас на другую систему", - примерно такое сообщение пришло на мой мобильник 1 ноября. Набрав указанную комбинацию цифр, услышала голос сотрудника службы поддержки клиентов, который извинился за доставленные неудобства и попросил следовать его инструкциям. Он предупредил, что мой номер будет перерегистрирован. Для подключения к новой системе необходимо будет набрать определенную комбинацию чисел. Сделав это, я услышала, что операция успешно завершена. Спустя пару минут пришло и "подтверждение" - два коротких сообщения о том, что со счета переведены 300 рублей.

Позже выяснилось, что никакого сбоя в системе моего мобильного оператора не было, а номера телефонов, с которых пришло сообщение и куда "ушли" деньги, вообще относятся к другой сотовой компании. Для получения прибыли мошенники использовали популярную ныне услугу по "перекидыванию" денег от одного абонента к другому - "мобильный перевод".

В ОВД Железнодорожного района Ростова, куда я пришла писать заявление, сразу сказали, что это "отказной вариант" и аферистов все равно не найдут.

Обратившись в ГУВД области с просьбой ответить на вопрос, почему дела о мобильных мошенничествах считаются "отказными", я получила ответ: "Комментариев пока не будет, так как подобные дела как раз сейчас находятся в оперативной разработке". Меня попросили отложить публикацию материала, чтобы не помешать расследованию и не спугнуть преступников.

С тех пор прошло больше полутора месяцев, преступников я действительно не спугнула. Подозрительные сообщения в различных вариациях за это время приходили моим друзьям и знакомым. Некоторые касались "ошибочного платежа". По мнению специалистов, это один из самых распространенных видов мобильного мошенничества.

В данном случае абонент должен проверить номер, с которого пришло оповещающее СМС: в графе "отправитель" должно быть написано название вашего сотового оператора. Сам номер не может быть абонентским и состоять из 11 цифр.

Самый старый, но не теряющий актуальности способ заключается в том, что абоненту поступает звонок от имени ведущего популярной музыкальной радиостанции и его поздравляют с выигрышем автомобиля, дорогой модели сотового телефона либо другого ценного приза. Для получения выигрыша звонящий просит абонента сообщить секретный код карты оплаты крупного номинала (или нескольких карт номиналом поменьше) под предлогом, к примеру, уплаты налога на приз.

Другой распространенный метод заработка на доверчивых абонентах сотовой связи - сообщения от "друга или знакомого" кого-то из близких. Играя на чувствах, он рассказывает, что с близким человеком владельца мобильного произошла неприятность: попал в аварию, задержала милиция… и для того чтобы ему помочь, срочно требуется определенная крупная сумма. Ее, как и в предыдущем варианте, нужно передать, сообщив секретные коды нескольких карт оплаты крупного номинала. При этом связаться с человеком, с которым якобы случилось несчастье, встревоженный абонент не может, так как мошенники заранее предпринимают меры, чтобы его телефон был в это время выключен либо человек просто не мог ответить на звонок.

Цинизм мобильных мошенников порой переходит все допустимые рамки. По одному из интернет-пейджеров недавно рассылалось сообщение с просьбой о помощи: "Срочно для ребенка нужен донор, группа крови 3-я отрицательная, очень редкая. Спасите нас!" В послании был указан номер контактного телефона. Но когда сердобольные граждане по нему перезванивали, они слышали только гудки, а потом узнавали, что с их счета автоматически сняли деньги.

Мошенники не выбирают конкретных людей в качестве потенциальной жертвы. Чаще всего они делают массовую рассылку в расчете на то, что кто-нибудь потеряет бдительность и отреагирует. Вернуть деньги, снятые ловкачами со счета, практически невозможно.

Комментарий

Павел Родин, представитель сотовой компании:

- Операторы сотовой связи не способны в одиночку бороться с мобильными обманщиками, у нас просто нет таких полномочий. А вот когда к нам обращаются сотрудники милиции, мы предоставляем им необходимую информацию: распечатки номеров исходящих и входящих звонков, номера телефонов, на которые были отправлены сообщения.

Однако те деньги, которые обманным путем снимаются со счетов, как правило, сразу дробятся на несколько частей и переводятся дальше. Полученные мелкие суммы собираются на балансе одного номера, потом этот счет закрывается, и преступники получают средства наличными. Номер телефона, с которого они рассылают сообщения и куда сначала переводят деньги, часто имеет некорректную регистрацию. SIM-карта может быть украдена. Другой вариант - абонент пользуется чужим паспортом.