О новых возможностях использования золы шла речь в Союзе строителей. Специалисты и ученые полагают: отходы ТЭЦ - отличное сырье для реализации масштабных замыслов в строительной и дорожной отрасли.
О преимуществах использования этого материала в строительстве жилья и дорог в последнее время говорят достаточно часто. Но если ученые и энергетики в успехе ноу-хау почти не сомневаются, то представители стройкомплекса пока не готовы к экспериментам с новыми материалами. Чтобы наглядно продемонстрировать достоинства золы, в ближайшем будущем в Омске построят экспериментальный участок дороги с ее использованием. Вот тогда и станет ясно, насколько перспективна "пепельная" технология.
Так или иначе, но золы в Омске сейчас столько, что невольно задумаешься, как грамотно распорядиться этими рукотворными Альпами. Сегодня на золоотвалах накоплено 60 миллионов тонн отходов топливной промышленности. Каждый год добавляется 1,8 миллиона тонн. Территория золоотвала ТЭЦ-4 занимает 446 гектаров, ТЭЦ-5 - 516.
Между тем, по данным всероссийского теплотехнического научно-исследовательского института, за последние десятилетия в нашей стране разработано около 300 технологий использования шлаковых материалов. Зола легко заменяет традиционные строительные материалы: песок, глину, щебень. При том, что новостройки региона испытывают острый дефицит материалов и работают в основном на дорогом привозном сырье, подобная перспектива выглядит весьма заманчивой. На основе золошлаковых отходов можно изготавливать широкий спектр строительных материалов и изделий: газобетон, стеклокерамику, силикатный и золокерамический кирпич, аглопоритовый гравий. По мнению ученых, использование в строительных растворах золы повышает прочность и значительно экономит цемент.
Сегодня в Омске уже вовсю экспериментируют с изготовлением зольного кирпича и газобетонных блоков. Объем добавок доходит до 50 процентов. И поскольку опыты проходят успешно, уже в обозримом будущем в регионе планируют построить заводы по производству цемента и вяжущих строительных материалов.
- В Иркутске часть золы не просто используют в строительстве, но и поставляют для производства бетона, кирпича в другие города - от Москвы до Новосибирска, - говорит руководитель отдела теплогенерирующей компании Виктор Шевцов. - Золо-шлаковые материалы оказались востребованы, хотя, по большому счету, они есть во всех городах. Просто пока мало кто с нуля осваивает новую технологию. Но в Омске работа уже ведется, изучается рынок сбыта, варианты вложения инвестиций.
- Знаете, как во Франции избавились от золоотвалов? - подключается к разговору заведующий кафедрой проектирования дорог СибАДИ Виктор Сиротюк. - Тем, кто забирал золу, платили. Разумеется, французы ее активно брали, а потом искали варианты применения. Когда же началось производство изделий с применением золы, владельцы золоотвалов перестали за золу платить и стали отдавать даром. Сегодня золу продают - настолько востребованным оказался материал.
В России зола пока остается одним из самых дешевых аналогичных материалов. По словам специалистов, кубометр грунта при строительстве дороги обходится примерно в 350 рублей, золы - в 60. Считайте выгоду, если километровая насыпь требует до 150 тысяч кубических метров материала.
У строителей возник резонный вопрос: можно ли золой засыпать болотистую местность, которой в Омской области хватает? Выяснилось, что можно.
- Золошлаковые материалы подходят для выравнивания площадок под строительство, а также засыпки котлованов, - говорит главный инженер проекта Виктор Юрченко. - У нас на этот счет уже есть конкретное предложение по освоению Левого берега, а если точнее, микрорайона "Прибрежный". В пойме Иртыша поблизости с "Ареной-Омск" находится 300 гектаров заболоченной местности. Чтобы этот участок сделать пригодным для строительства, можно на этом месте сделать насыпь из золы. Мы посчитали: ее слой будет составлять 3,5 метра, вверху - глина и земля.
- Теплофизические свойства у золы лучше, чем у песка, - дополняет Виктор Сиротюк. - И опасения, что поверхность будет проседать, необоснованны. По золоотвалам ездят груженые самосвалы - и никаких провалов и даже ям не наблюдается.
Чтобы показать строителям достоинства золы при возведении автомобильных дорог, энергетики пообещали построить в Омске участок дороги с ее использованием.
- Тогда вы сами увидите, стоит ли ее применять, а мы посчитаем себестоимость строительства.
Комментарий
Валерий Прокопец, профессор СибАДИ:
- Мы изобрели материал, который назвали зольцит. По своим свойствам он аналогичен цементу, поэтому вполне может его заменить. А цена - ниже. Есть способы производства, по которым зольцит может содержать половину цемента, остальное - шлаки и добавки. Сейчас наши ученые разрабатывают еще одну перспективную технологию, где цемент будет составлять максимум 10 процентов материала, а может, и не потребуется вовсе. Строительство завода по производству зольцита, по подсчетам, обойдется почти в три миллиарда рублей и потребует два года. По нашим данным, вложения окупятся через три года.