Уникальные биоресурсы Азова необходимо защищать от браконьеров круглый год и в любую погоду. В этом убедились, побывав в вертолетном рейде, корреспонденты "РГ".
За минувшие 11 месяцев на Азовском побережье и в плавнях было выявлено почти 12 тысяч фактов браконьерства, возбуждено десять тысяч административных и около полутора тысяч уголовных дел. Изъято более 80 тонн рыбы, 845 километров сетей и 43 тысячи разнообразных орудий лова. Взыскано пять миллионов рублей штрафов и возмещено более трех миллионов рублей ущерба.
Впрочем, браконьеров, как убедились корреспонденты "РГ", на Азове все еще хватает. Преступников не пугают ни перспектива угодить за решетку, ни весьма высокая вероятность погибнуть в штормящем море.
7.30 утра. В зале ожидания Краснодарского аэропорта ждем разрешения на вылет. Рейс сегодня не совсем обычный: Краснодар - Ейск - Приморско-Ахтарск - Темрюк и снова Краснодар. С борта вертолета Ми-8 специалистам департамента биоресурсов, экологии и рыбохозяйственной деятельности края предстоит провести "аэровизуальный контроль прибрежной акватории Азовского моря".
8.00. Метеослужба сообщает, что на побережье порывистый ветер, туман, местами метет снег, очень плохая видимость. Вылет, само собой, не разрешается.
- Придется ждать, - говорит ведущий консультант департамента Степан Купченко. - Хотя жаль: плохая погода браконьерам только на руку - рыбинспекторов почти нет, да и прочих свидетелей тоже.
11.00. Вылет наконец-то разрешен. В сторону Ейска Ми8 летит над плавневой зоной. По осени именно здесь свирепствовали браконьеры. Теперь же от двуногих хищников рыбу спасает лед - он едва подернул лиманы и протоки, но и этого вполне достаточно для того, чтобы сюда не совались любители легкой наживы.
С белизной припорошенного снежком льда резко контрастирует темно-шоколадная вода Азовского моря. Вылетаем в акваторию Ейского лимана, делаем заход в строну Ейска. Берег безлюдный, на воде тоже вроде нет никаких лодок. Делаем круг. Снова пусто.
Летим в строну Глафировской косы - это уже Щербиновский район. Летчики машут руками: впереди на воде - старая моторная лодка. Двигатель заглушен, в лодке один человек.
Спускаемся еще ниже, удается даже разглядеть лицо браконьера. Мужичок в шапке-ушанке лихорадочно пытается закрыть своим телом улики - десяток больших судаков и тарань, рассыпанную на дне лодки. Рядом с лодкой - другие следы преступления - белые поплавки рыбацкой сети.
- Еще один! - кричат из кабины вертолета.
В полукилометре от первой лодки маячит вторая. Подлетаем, снижаемся. Видно, как из лодки в воду выбрасывается сеть и человек в рыбацкой штормовке судорожно заводит двигатель. Лодка начинает крутиться, словно в бешеном вальсе.
Как потом рассказывали специалисты рыбоохраны, это такой браконьерский прием: крутиться на одном месте, чтобы с вертолета было невозможно записать бортовой номер плавсредства или же сделать четкую фотографию, по которой вычислить владельца - раз плюнуть.
Обе лодки снимаются на цифровую видеокамеру, и вертолет летит в направлении выхода из лимана. И снова сюрприз - катер с командой из трех человек. Его путь можно проследить по полосе вспененной воды, прочерченной на темном море: лодка направлялась в строну Украины.
Снова снижаемся и наблюдаем "вальс" на воде. Браконьеры, видно, опытные, им не впервой уходить от вертолета. Трое мужчин в зеленых штормовках тут же, как по команде, натягивают капюшоны (понятно, совсем не для того, чтобы защититься от брызг).
- Скорее всего, это украинцы, завозились тут у нашего берега и не успели до обеда уплыть обратно, - поясняет Степан Купченко.
14.08. Продолжаем прочесывать акваторию. И снова натыкаемся на лодку, и даже не на одну. Одна, другая, третья... Похоже, тут целая артель.
В одной байде (так называют свои плавсредства местные жители) - трое, причем двое - подростки. Снизившись до высоты бреющего полета, имеем возможность рассмотреть их лица. Очевидно, лишь в силу своей неопытности юнцы не стали вальсировать на воде и удирать на берег. Ничего, все у них еще впереди - и штрафы, и уголовные дела.
15.25. Ачуево, устье Протоки. Как утверждают специалисты, это один из самых напряженных в плане браконьерства районов на Азовском побережье. Если на Азове еще где-то и промышляют осетра, то именно здесь. Способы охоты на красную рыбу - не только сети, но и так называемые тычки - палки, на которые крепится шнурок со множеством острых крючьев. Рыба, в особенности такая массивная, как севрюга, сама насаживается на них. Ликвидировать эти браконьерские снасти в одиночку запрещается: велика опасность травмироваться или вовсе утонуть. Вот почему вынимать из воды обнаруженные тычки выезжают целые бригады рыбоохраны.
...На воде видна резиновая лодка. Рыбак ведет себя уверенно, удирать никуда не собирается, хотя даже невооруженным взглядом удается разглядеть в ней мешки с уловом. Самое удивительное - в пределах прямой видимости от лодки находится погранзастава...
16.05. Начинает смеркаться, поворачиваем в сторону Краснодара. Итог пятичасового нахождения в воздухе - обнаружено полтора десятка браконьерских плавсредств, в том числе одно, предположительно, иностранное. И за все время мы не увидели ни одного катера рыбоохраны.
О размере ущерба, нанесенного обнаруженными нами браконьерами, можно судить весьма приблизительно. Но даже примерные выкладки впечатляют: одна лодка и бригада из трех браконьеров за ночь могут похитить рыбы на 40 - 50 тысяч рублей. Значит, увиденный нами улов тянет на сотни тысяч рублей. Специалисты департамента биоресурсов обещают, что все материалы по результатам рейда попадут в правоохранительные органы. А "аэровизуальный контроль" станет ежедневным.
Николай Усков, заместитель руководителя департамента биоресурсов, экологии и рыбохозяйственной деятельности:
- Приходится констатировать, что браконьерство на Азовском побережье стало всесезонным. Незаконная добыча рыбы зимой наносит не меньший урон, чем ее лов во время нереста: та же тарань, например, заходит на зимовку в лиманы уже с икрой.
Как показывает практика, сегодня незаконная добыча рыбы - это хорошо отлаженный криминальный бизнес. Потому бороться с браконьерством нужно по всей цепочке - вплоть до жесткого контроля рынков, куда рыба в конечном счете попадает.
Что касается аэровизуального контроля акватории, то это очень эффективная форма работы. Только по результатам последних облетов нами подготовлено несколько десятков запросов в контролирующие и правоохранительные органы. Все браконьеры будут установлены и привлечены к ответственности.