Смольный презентовал программу развития наземного электрического транспорта до 2012 года стоимостью почти 24 миллиарда рублей.
Парадокс, но после выполнения "программы развития” протяженность трамвайно-троллейбусной сети… сократится на 70 километров. Вместе с тем через пять лет, по мнению разработчиков документа, количество пассажиров трамвая и троллейбуса вырастет до полутора миллионов человек в сутки.
Для обновления подвижного состава город купит 200 новых трамвайных вагонов и 340 современных автобусов на сумму 9 миллиардов рублей. Для сравнения: в 2005-2007 годах бюджет закупил всего 78 машин вместо 180 по плану. Правда, уже в 2008 году закроются два трамвайных депо в центре Питера, а земля под ними будет застроена дорогущей коммерческой недвижимостью.
На трамвае ежедневно ездят 700 тысяч человек, а в 2012 году эта цифра увеличится до 910 тысяч. Троллейбусы также увеличат нагрузку: сегодня на их долю ежедневно приходится 500 тысяч петербуржцев, а в 2012-м это число увеличится до 550 тысяч.
При этом количество трамваев и троллейбусов должно сократиться: электрический транспорт, по замыслу авторов концепции, будет ходить быстрее, и за счет этого перевозить больше пассажиров. Число трамвайных маршрутов в четырех центральных районах неуклонно сокращается. Титул трамвайной столицы мира транспортных чиновников уже не прельщает, и рельсовая сеть в Петербурге только за последние 5 лет сократилась с 690 до 500 километров.
За это время потеряли профиль сразу три трамвайных парка в престижных местах: на Барочной улице, Среднем проспекте В. О. и в Дегтярном переулке. Теперь к ним добавятся еще два адреса: депо на Московском проспекте и на Большой Посадской улице. Таким образом, трампарки в центре города исчезнут как класс.
Правда, вместо "аннексированных” новой программой территорий трамвайных парков на Московском проспекте и Петроградской стороне общей площадью 150 тысяч квадратных метров новые депо появятся на Ржевке и в Купчино. Но очень не скоро. Валентина Матвиенко даже устроила разнос руководителям комитета по транспорту и ГУП "Горэлектротранс” за то, что чиновники вот уже три года проваливают проект строительства трампарка на Ржевке. Губернатор назвала последнюю и окончательную дату подготовки проектной документации - I квартал 2008 года.
Массированная атака Смольного на территории трампарков в историческом ядре Петербурга и их острая нехватка на окраинах уже привела к чистой воды головотяпству: трамваи, работающие на спальных линиях Ржевки, вынуждены ехать, вернее, ползти туда, из депо, расположенного в промзоне Рыбацкое, через весь 11-километровый проспект Обуховской Обороны! Эта магистраль, между прочим, - единственная дорога, по которой грузовой автотранспорт может уйти из промышленных зон в окрестностях Обводного канала на южные выездные трассы и кольцевую автодорогу. Пробки там просто чудовищные. В концепции до 2012 года, кстати, трамвайная сеть на проспекте Обуховской Обороны подвергнется значительной урезке.
Правда, новая программа декларирует развитие новых трамвайных маршрутов в спальных районах. Всего выделено 8 таких направлений. До 2012 года необходимо отремонтировать Стародеревенскую линию (Лахта - Кушелевка), Купчинскую линию, Северное полукольцо (Шуваловский пр. - Хасанская ул.), Калининскую линию (пр. Просвещения - Кушелевка), Ржевскую линию (Ладожская - Ржевка), Центральную линию (В. О. - Ладожский вокзал), Невскую линию, Юго-Западную линию.
Определенные шаги в этом направлении уже делаются. В нынешнем юбилейном для петербургского трамвая году (ему исполнилось 100 лет), запущены две пилотных линии: трасса ускоренного движения по проспекту Просвещения и трамвайно-автобусная полоса на Лиговском проспекте. Оба проекта, по мнению председателя комитета по транспорту Александра Дацюка, можно назвать эффективными и экономически успешными.
Рельсы с Московского проспекта к 2012 году будут все-таки сняты, что в связи с грядущей ликвидацией трамвайного парка логично.
О необходимости демонтажа рельсов на всем протяжении 10-километрового проспекта руководители комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ) говорят уже лет пять, но год за годом в адресную программу КБДХ эта "хирургическая операция” не попадает. Не попала и в текущем году.
Дорожная обстановка на Московском проспекте буквально вопиет: "Снимите рельсы!” По расчетам экспертов, после их демонтажа интенсивность движения на крайне загруженной транспортной артерии возрастет сразу на 25 процентов. Пассажиры почти не пострадают: маршруты трамваев дублируют подземку (под Московским проспектом проложены сразу 6 станций метро), и вагоны 29-го и 45-го маршрутов ходят полупустыми. А те трамваи, которые поворачивают на Благодатную улицу и далее в Купчино, например, 43-й, можно заменить новыми автобусными маршрутами.
В текущие ремонты проезжей части Московского проспекта, в силу его виповского статуса, деньги, и очень большие, вкладываются давно и ежегодно.
Накануне 300-летия Петербурга, например, на стыке Московского проспекта и Обводного канала полностью переложили трамвайное полотно и укрепили его чугунными решетками, чтобы высокие кортежи, пролетая этот участок дороги, не чувствовали неудобств. Подрядчики гарантировали качество укладки сразу на 7 лет, но проверить их слова не удалось: через три года рельсы сняли.
По новой концепции трамвай продолжит исчезать с дорожной карты в центре Питера, но останется главным видом общественного транспорта в спальных районах.