Танго сибирских медведей: в Барнауле пройдет фестиваль музыки Астора Пьяццоллы

В краевом центре состоялся отборочный тур международного конкурса-фестиваля "Libertango", посвященного творчеству знаменитого аргентинского композитора Астора Пьяццоллы.

Как и почему пришла идея провести этот конкурс, рассказывает его главный организатор и арт-директор, концертмейстер группы баянов Государственного Великорусского оркестра "Сибирь" им. Борисова, заслуженный артист России Сергей Кузнецов.

Российская газета: Сергей Григорьевич, для провинциальной публики фестиваль имени Астора Пьяццоллы звучит достаточно неожиданно.

Сергей Кузнецов: Астор Пьяццолла известен как композитор, доказавший, что танго - это не только модный танец, но и серьезный музыкальный жанр. К сожалению, его музыка пришла в Россию с большим опозданием, примерно в середине 1990-х годов, когда маэстро уже не было в живых. На Западе он стал популярен, когда ему было за пятьдесят.

Позже были и мировые турне, и музыка к кинофильмам.

РГ: Инструмент, на котором он сам так виртуозно играл, отличается от баяна или аккордеона?

Кузнецов: Бандонеон - это разновидность гармоники, почти не менявшаяся в течение многих десятилетий. По своим возможностям он уступает современным баяну и аккордеону. Но по тембру, по экспрессии звучания - идеален для исполнения жгучих аргентинских танго. Танго - это аргентинский фольклор, и Пьяццола стал революционером этого жанра, сделав для него то же, что Штраус для вальса. Он вывел этот танец на качественно новый уровень звучания, наполнил такой глубиной и содержанием, что танго стало возможным не только танцевать, но и слушать как серьезное произведение.

Революционность фигуры Пьяццолы еще и в том, что он смог своим творчеством примитивную гармошку, бандонеон, сделать равноценным традиционно академическим инструментам, таким как скрипка, виолончель или гитара. Весь его творческий путь - это постоянные конфликты с традиционалистами. Однажды, это случилось в 1950-х годах, во время конкурса молодых композиторов в зале, где симфонический оркестр вместе с бандонеонистами исполнял произведение Пьяццолы, произошел настоящий скандал с потасовкой - так несколько присутствовавших высказали свое негодование включением такого вульгарного, по их мнению, инструмента в академический состав оркестра. В дальнейшем для исполнения собственной музыки Пьяццолла создал свой квинтет - бандонеон, скрипка, фортепиано, электрогитара и бас.

Создав свою первую музыкальную группу, Пьяццолла ушел от шаблонного использования танго-оркестра с певцами и танцорами. Он стал делать аранжировки, которые не имеют ничего общего с классическим танго. Пьяццолла много экспериментировал со своей версией джазового танго и, несмотря на непонимание со стороны музыкальных критиков и звукозаписывающих фирм, никогда не сворачивал с выбранного пути. Он намного опередил свое время.

РГ: А само название фестиваля, "Libertango", как-то переводится?

Кузнецов: Это одна из самых популярных композиций Пьяццоллы. "Libertango" можно перевести как "танго свободы". Думаю, что в первую очередь он имел в виду свободу чувств.

РГ: У вас уже был опыт проведения подобных мероприятий в Барнауле?

Кузнецов: В конце 1990-х из ведущих музыкантов Барнаула был образован первый за Уралом пьяццолловский квинтет. В оркестре "Сибирь" мы сделали литературно-музыкальную композицию "Танго ушедшего века", где гармонично сочетались латиноамериканские поэзия и музыка. Программа имела в городе большой успех - так родилась идея более масштабных, международных музыкальных фестивалей.

РГ: Кто входит в жюри конкурса?

Кузнецов: Председателем жюри будет известный украинский композитор, давно живущий в Италии, Владимир Зубицкий. Кроме него вдова Астора Пьяццоллы - Лаура, которая выступает и одним из главных спонсоров конкурса, а также известный бандонеонист из Италии Сезаре Чиачиаретта, дирижер и виолончелист Клаудио Касадей (тоже из Италии) и другие. В фестивале принимают участие очень интересные и даже необычные ансамбли - такие как Минский дуэт (цимбалы и аккордеон), Омский фортепианный квартет (четыре фортепиано), единственный в мире филармонический октет балалаек "Витебские виртуозы" (восемь инструментов от пикколо до контрабаса), Петербургский струнный квинтет (две домры, две балалайки и… скрипка!) и другие. Подобные оригинальные по составу ансамбли появились в немалой степени благодаря творческому эксперименту Астора Пьяццолы.
РГ: Лаура Пьяццолла не боится ехать в Барнаул, все-таки это далековато от Аргентины?

Кузнецов: Прошлым летом Владимир Зубицкий помог организовать с ней двухчасовую встречу в Риме. Лаура оказалась красивой женщиной, у них с Астором разница в возрасте была около двадцати лет.

На фестиваль она обязательно приедет. Лаура, в прошлом оперная прима, очень ревностно относится ко всему, что связано с творчеством ее покойного мужа. Кстати, когда нас только познакомили, она озадачила меня такой фразой: "Я очень рада, что в Сибири есть не только тюрьмы, но и музыка Астора Пьяццоллы". Все-таки для многих людей в мире мы продолжаем ассоциироваться в первую очередь с местом, куда ссылали на каторгу. Для них Сибирь - это что-то такое далекое, холодное, снежное, медведе-балалаечно-водочное. Думаю, нам всем надо активнее разрушать эти стереотипы, в том числе и с помощью музыки Пьяццоллы.

Справка "РГ"
Второй и третий этапы международного конкурса "Libertango" состоятся 14-16 марта 2008 года. Для участия в первом этапе свои записи на суд строгого жюри прислали 240 музыкантов из девяти стран мира - России, Белоруссии, Украины, Узбекистана, Казахстана, Молдавии, Италии, Германии и Англии. Жюри отобрало для участия в финальной стадии 20 ансамблей и 18 солистов. Большинство из них - лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов.