Голливудские сценаристы фактически сорвали вручение второй по престижности американской кинопремии "Золотой глобус". Они пригрозили устроить пикеты и помешать актерам, режиссерам и почетным гостям церемонии торжественно появиться в зале.
Голливудские сценаристы борются за свое право получать комиссионные отчисления от выпуска фильмов, сериалов "на новейших носителях или посредством высокотехнологичных средств связи". Возможна ли в России забастовка сценаристов? Как живут отечественные сценаристы и кто защищает их права? На эти и другие вопросы отвечает писатель, драматург и сценарист, известный широкой публике как автор телевизионных сериалов "Участок", "Остановка по требованию" и фильма "Ирония судьбы. Продолжение" Алексей Слаповский.
Российская газета: Как вы думаете, может ли аналогичная ситуация произойти в России?
Алексей Слаповский: У них, насколько я знаю, существует ассоциация, представители которой, в том числе профессиональные юристы, отстаивают права голливудских сценаристов. Есть корпоративный эгоизм, а есть корпоративная взаимовыручка, речь идет о втором явлении. О цеховой солидарности. У нас, как известно, были творческие организации, например, Союз писателей, они и сейчас есть. Но статус у них другой, это теперь общественные организации. Я как сценарист - сам по себе, я нигде. Поэтому такая ситуация у нас невозможна в принципе.
РГ: Кто защищает у нас права сценаристов?
Слаповский: Если говорить об авторских правах, то в России с ними неразбериха полная. Простой пример. У меня как прозаика и драматурга есть агент за границей. Через него (вернее, через нее) я решаю все творческие, организационные и финансовые вопросы. Меня ничего не касается, агент отстаивает все мои права. Я бы очень хотел, чтобы и в России у меня были такие агенты, которым я мог бы доверять. Но их нет. Каждый работает в одиночку.
Если спросить нашего сценариста, то он скажет, что голливудские сценаристы с жиру бесятся. Не помню, какой процент они получают, пусть небольшой, но они его получают. А мы не получаем ничего. Не только сценаристы, но и режиссеры, художники, актеры. Фильм или сериал может быть многократно использован, но вот получает ли кто-то что-то - большой вопрос. Как бы авторское право сохраняется - пишут в титрах: такой-то режиссер, такой-то сценарист. И все на этом.
Я еще не изучил новый закон, вступивший в силу 1 января этого года, который изменяет некоторые положения об авторских правах. Но, как мне сказали, теперь продюсеры имеют право отчуждать, говоря юридическим языком, сценарии, права на книгу навсегда.
Взяли сценарий, купили, и что хотят, то и делают: выпускают на основе него книгу, компьютерную игру, все что угодно. Автор получает разовое вознаграждение. Причем продюсеры, зная совестливость отечественных авторов, если мне только не кажется, что она есть, часто пользуются этим аргументом: не зарывайтесь, дескать, многие и того не имеют! Почему бы им себе в первую очередь это не сказать? Необходимы авторские права с пролонгацией, с процентами, потому что творческая работа - вещь странная. Сегодня сценарист пишет, у него есть силы, идеи, а завтра по не зависящим от него причинам работы нет. Некоторые продюсеры жалуются, что актеры совсем охамели и требуют большие деньги. Мало берут, еще больше надо брать. Все знают, в каком положении оказывались народные кумиры, такие, как недавно ушедший Кононов. Один из популярнейших актеров, фильмы с его участием крутились бесконечно. Жить бы человеку в достатке и покое. Но многие в сущности в нищете кончают свои дни.
Нам можно только завидовать американским сценаристам. Посмотрите, какая у них солидарность. Актеры заявили, что ни в коем случае не будут прорывать кордон, который собираются выставить сценаристы. Но пока продюсеры и руководители компаний не идут им навстречу, хотя возможные убытки исчисляются миллиардами долларов. Делиться не хочется, в этом все дело. Сценаристы и режиссеры в том, что называется кинобизнес и телебизнес, - наемные работники. Логика продюсеров простая: мы даем деньги, на них делаем кино, и мы им владеем. Конечно, есть способ защиты: завышать сумму гонорара. Но учитывая, что у нас очереди везде стоят, то этого человека просто отодвинут и за те же деньги возьмут другого.
РГ: Как выстраиваются отношения продюсера и сценариста, насколько он свободен в своем творчестве?
Слаповский: Глобально говоря, никто не свободен от времени, в котором живет. Поскольку у меня три профессии, точно знаю, что сценарист менее свободен, чем прозаик или драматург. Я пишу книгу и мне не надо думать об охвате аудитории. У меня есть читатель, столько-то тысяч, и мне хватает. Я не автор бестселлеров. Как драматурга меня тоже в первую очередь волнуют творческие вопросы. А как сценарист, хочу я или нет, но должен учитывать запросы аудитории. Кино, телевидение - процесс, существующий в сегодняшнем дне. Крайне трудно писать сценарии в стол, они требуют воплощения. Хотя я могу позволить себе такую роскошь. У меня написано довольно много сценариев именно в стол, на свой страх и риск, они ждут своего часа.
Есть зависимость от заказчика, большая или меньшая. Мне повезло, у меня она меньшая. За редким исключением все, что я делал, были мои собственные предложения, которые либо принимались, либо нет. Я по заказу не пишу. То, что произошло с "Иронией судьбы. Продолжение", - не заказ, а скорее предварительный сговор, да еще с применением технических средств.
Но как только подписываешься на работу согласно современным условиям так называемого продюсерского кино и телевидения, ты - наемный работник, где твое слово - не решающее.