В последние годы белорусский аграрно-промышленный комплекс бьет рекорды. Еще пять лет назад поставки продукции на внешний рынок составляли около 300 миллионов долларов. В прошлом году они выросли до 1,2 миллиарда. Это на треть больше, чем в 2006 году, тоже весьма плодотворном. Планка в миллиард долларов преодолена впервые за всю историю. Более 80 процентов поставок осуществлено в Россию. Помимо животноводческой продукции, спрос на которую у россиян никогда не падал, Беларусь снова начала завозить картофель и овощи.
По словам начальника главного управления внешнеэкономической деятельности минсельхозпрода Якова Пустошило, росту экспорта способствовало несколько причин - от увеличения производства до выгодной конъюнктуры. Белорусский рынок потребляет менее половины того, что выпускают молочные заводы и мясокомбинаты. Кроме того, из-за роста цен на продовольствие на внешнем рынке продавать молочные и мясные продукты за пределы страны стало прибыльнее, чем внутри. Поэтому более 70 предприятий, аттестованных специалистами Россельхознадзора, активно наращивали экспорт. Поставки молока, сыра, сливочного масла, мяса птицы выросли в 2-2,5 раза, колбас - втрое. Возможно, в ближайшее время поставщиков будет еще больше. В феврале инспекцию Россельхознадзора ожидают еще 30 белорусских предприятий.
Есть и еще один нюанс, играющий все большую роль в продвижении белорусской продукции на рынке: товаропроводящая сеть, включающая сейчас несколько десятков прямых поставщиков. В основном это торговые дома, совместные предприятия, фирменные магазины и представительства белорусских заводов. К примеру, через недавно созданный в Санкт-Петербурге российско-белорусский Северо-Западный торговый дом поставляется самый широкий ассортимент продукции в регион - от молока до хлебобулочных изделий.
Белорусские продукты сейчас можно купить более чем в 70 российских регионах. У жителей Москвы, Московской, Брянской, Воронежской, Смоленской областей они пользуются устойчивым спросом. Приемлемые цены и "натуральность" - отличительные черты белорусского продовольствия. Неудивительно, что на ярмарках в российских городах оно расходится без остатка. Кстати, сейчас белорусские предприятия активно готовятся к выставкам "Заказ-2008", которые пройдут в феврале в Москве и Санкт-Петербурге. Поучаствовав в них, они не только заработают деньги от продажи продукции, но и найдут новых партнеров, заключат долгосрочные договора.
В белорусском минсельхозпроде уверены: в ближайшие годы экспорт продуктов питания будет расти. Тому способствует не только ситуация на мировом продовольственном рынке, но и заинтересованность самих предприятий. За последние 5 лет большинство перерабатывающих производств модернизировалось, вложив в переоснащение десятки тысяч долларов. Однако работа над качеством продукции и расширением ее ассортимента продолжается. С 1 января введен новый стандарт на молоко класса "экстра". Из сырья, соответствующего ему, заводы будут выпускать продукцию европейского уровня. Кроме того, новые стандарты в ближайшее время будут введены на продукцию переработки - молоко, сметану, сливки, кефир. Разрабатываются также новые стандарты на сухое молоко, ряженку и простоквашу. Ужесточаются требования и к мясным продуктам. Новыми стандартами будут руководствоваться на мясокомбинатах при выпуске сырокопченых и сыровяленых колбас.
В наступившем году к достигнутому на внешнем рынке результату белорусские аграрии планируют добавить еще 17 процентов. Однако не исключено, что экспортный рост будет большим. Ведь и миллиард долларов белорусский АПК собирался заработать не ранее 2010 года.