По инициативе Постоянного Комитета Союзного государства прошло совещание по научно-техническим результатам выполнения совместной программы "Космос-СГ" и перспективам их реализации. О подробностях в беседе с корреспондентом "СОЮЗа" рассказывает заместитель Генерального директора ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, директор НИИ космических систем, доктор технических наук, профессор Валерий Меньшиков.
- Валерий Александрович, напомните, как расшифровывается наименование союзной программы "Космос-СГ"?
- Полное наименование - "Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства". Она выполнялась в течение последних четырех лет. Заказчиками выступали Роскосмос и Национальная академия наук Беларуси. Исполнителями были наш НИИ, другие российские предприятия и организации ракетно-космической промышленности, а также Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси совместно с академическими институтами и организациями Беларуси. Всего в кооперацию входят 55 предприятий, организаций, академических институтов и вузов России и Беларуси.
- Одна из задач программы состояла в том, чтобы на базе научно-технического потенциала России и Беларуси выйти на создание конкурентоспособных космических средств. Какие приборы или технологии появились?
- Если честно, то результаты впечатляют. Пожалуй, наибольший интерес представляют ключевые элементы бортовых специальных и служебных систем микроспутника нового поколения. Их создано более 65 процентов. Сделано главное - ученым России и Беларуси удалось создать блестящую математическую модель новой системы, способной контролировать любой объект в любой точке планеты.
Уже разработаны бортовые видеоспектрометры нового поколения, широкопольные телевизионные регистрирующие станции, новейшие антенные модули. В результате родилась концепция "микроспутника", первые подобные машины появятся над планетой уже в ближайшее время.
- И сколько этот спутник будет весить?
- Он потянет всего на 120 килограммов. Для сравнения: сейчас работающий на орбите спутник мониторинга планеты "Метеор-3" весит около тонны. Представляете, какой выигрыш в стартовой массе космического аппарата! Наши ракетоносители - тот же "Протон" или перспективная "Ангара" - смогут забросить на орбиту в девять раз больше оптики и электроники, способной заглянуть в любой угол земного шара. Разработан бортовой комплекс управления массой до 20 кг и потребляемой мощностью не более 30 Вт. Особенность в том, что он имеет не только наиболее низкие из существующих характеристики, но и производительность, которая его аналогам, как говорится, и не снилась: 230 млн операций в секунду против 40 млн. Представляете, какие это возможности?
- Говорят, гарантированный срок "жизни" российско-белорусского микроспутника на орбите будет вдвое больше по сравнению с теми, что летают сейчас?
- Да, ресурс его эксплуатации рассчитан до 10 лет. Естественно, он имеет и повышенную радиационную стойкость. Элементная база, разработанная для жестких условий открытого космоса, создана на основе самых передовых конструктивно-технологических принципов. А вот двигательная установка - на новых физических принципах.
- А правда, что вы с коллегами готовитесь запустить в космос на борту микроспутника некую экспериментальную установку, предусматривающую создание тяги без выброса реактивной массы?
- Правда. Поскольку с точки зрения классической физики эти самые двигатели, или, как говорят специалисты, движители, создать вроде бы невозможно, проводимые работы часто воспринимаются как достаточно "крамольные". Однако необходимость в их проведении весьма насущна.
- Почему?
- Энергетические параметры существующих реактивных двигателей уже почти приблизились к своему пределу, а возможности их совершенствования практически исчерпаны. Поэтому даже незначительное улучшение их энергомассовых и экологических характеристик требует больших затрат: по времени, технологиям, финансам. Более того, реактивные двигатели весьма прожорливы и при длительной работе потребляют колоссальное количество топлива. Оно на один-два порядка превышает вес самих двигателей. Словом, нужны свежие идеи. И они у нас есть.
- В чем принципиальное отличие новых двигателей?
- Если совсем просто, то в таких двигателях необходимость в больших запасах топлива может быть существенно снижена или снята путем преобразования, например, солнечной энергии в электрическую, а затем - в силу тяги. Мы уже провели десятки испытаний с макетами движителей в институте. Но, понятно, достоверное подтверждение идеи можно получить только в условиях невесомости.
- А "летающая лаборатория" - пикирующий с ускорением свободного падения самолет - тут не годится?
- Невесомость в "летающей лаборатории" достигается на слишком короткий период - всего 10-15 секунд. Но хочу заметить, что в рамках современных космических программ Союзного государства наработан значительный задел и по созданию новых двигательных установок на основе современных технических решений: абляционный, лазерно-плазменный, кислородно-водородный двигатели. Они могут быть использованы в составе космических аппаратов для их ориентации и стабилизации коррекции орбиты, межорбитальных перелетов, а также в составе разгонных блоков и космических буксиров.
- Какие еще наиболее значимые результаты?
- Вместе с белорусскими коллегами мы вплотную подошли к созданию единой системы обеспечения космической информацией потребителей России и Беларуси. Одним из основных ее элементов стал белорусский высокоинформативный приемный комплекс с рефлектором диаметром девять метров, который обеспечивает двухканальный прием информации с российских и белорусских спутников дистанционного зондирования Земли. Создана сеть из семи тестовых полигонов: они обеспечивают возможность обработки информации всей территории Беларуси и северо-западной части России. Впрочем, продолжать можно долго.
- А какие перспективы?
- Прежде всего напомню: в июле прошлого года между НАН Беларуси и российским предприятием ФГУП "НПП ВНИИЭМ" был подписан контракт на создание белорусского космического комплекса дистанционного зондирования Земли. Его запуск совместно с аналогичным российским спутником "Канопус-В" запланирован на конец 2009 года. Их выведет на орбиту одна ракета-носитель.
"Космос СГ" - уже вторая научно-техническая программа нашего сотрудничества в космосе, на которую выделено 600 миллионов рублей. Начало ему положила предыдущая программа "Космос-БР" - по строительству приборов и развитию технологий, бюджет которой составил 70 миллионов. А впереди программа "Космос НТ", которая рассчитана на 2008-2011 годы, по "масштабности" она перекроет предыдущие: на нее предусмотрено свыше миллиарда рублей. Программа сейчас проходит согласования в Правительстве России и Совете Министров Беларуси.
- Чему она будет посвящена?
- Разработке базовых элементов, технологий создания и применения орбитальных и наземных средств многофункциональной космической системы. Полученные результаты наряду с их использованием в совместных российско-белорусских программах должны найти достойное применение как в существующих, так и в перспективных федеральных и национальных программах России и Беларуси. Кроме того, научно-технический задел может быть использован при создании Международной многофункциональной космической системы глобального мониторинга и информационного обеспечения. В итоге должно быть закончено построение цикла освоения космического пространства нашими странами.