С первого сентября 2008 года в областном центре станет на одну школу меньше - местные власти начали укрупнение общеобразовательных учебных заведений.
Уроки отменяются
Официально этот процесс называется реорганизацией и является основой комплексного проекта модернизации образования, реализуемого в регионе. К 2009 году, по замыслу авторов реформы, 70 процентов учеников области должны обучаться в школах, отвечающих современным нормам.
"Первой ласточкой" стала школа №27 областного центра. По плану чиновников уже через пару лет заведение как таковое должно перестать существовать - с первого сентября этого года здесь прекратят набирать пятые и десятые классы, здание же постепенно перейдет в "оперативное управление" находящейся рядом гимназии №2. Между тем благое, на первый взгляд, дело - все дети по идее должны пойти учиться в соседние заведения, обладающие лучшей материально-технической базой, - встретило яростное сопротивление со стороны педагогического коллектива школы и родителей учеников.
- Как ребенку можно идти учиться в гимназию, если там учат два иностранных языка с первого класса, а он изучает один и к тому же - с пятого? Уровень подготовки совершенно другой и наших детей туда не возьмут, - рассказывает мама двоих учеников 27-й школы Оксана Велибекова, - Я живу в этом районе не первый год и знаю, какие там к детям требования. Вопрос материальной обеспеченности родителей там тоже, кстати, не на последнем месте.
По идее детей может принять соседняя школа №29 - там так же, как и в 27-й, "недокомплект" учеников. Однако всех ребят туда не примут. Кроме того, и учителя и родители боятся другого: весь класс, пускай даже с классным руководителем, никуда никто не возьмет, придется ломать коллективы, систему дополнительного образования, традиции школы в конце концов, а их здесь немало - от банальных вечеров встречи с выпускниками до ежегодных чествований ветеранов. Сами школьники тоже не горят желанием покидать родные парты, причем с присущим юному возрасту максимализмом - отношения между учениками гимназии и так нельзя назвать дружескими, а в связи с грядущей "реорганизацией" недалеко и до самой настоящей войны с драками и битьем стекол.
Кстати, еще одна причина, почему гимназия вряд ли примет местных ребят, - больше половины детей школы №27 воспитываются в так называемых семьях социального риска - многодетных, малообеспеченных. Сюда принимают любого ребенка вне зависимости от материального достатка и социального статуса. Причем, как показывает статистика, в вузах ребят, окончивших это заведение, не намного меньше, чем тех же гимназистов. В свое время, между прочим, эта школа тоже была гимназией.
Детсад в обмен на школу
За свое будущее переживают и педагоги - почти пятьдесят человек. Они, кстати, о грядущих переменах узнали неожиданно - один из преподавателей школы случайно наткнулся на официальное постановление в газете. Как утверждают сами учителя, на встрече с руководством городского управления образования им ненавязчиво намекнули, что пенсионерам пора бы на заслуженный отдых. Остальные же учителя без работы не останутся. К тому же школа будет "доучивать" ребят еще год, постепенно сокращая количество классов. Однако при сокращении нагрузки уменьшится и зарплата, считают учителя, в итоге коллектив и так будет вынужден расходиться кто куда.
Самое примечательное то, что недокомплект классов - основной предлог реорганизации - постепенно должен сойти на нет. Впервые за последние годы выровнялось количество выпускников и приходящих в школу учеников. Тем более что рождаемость в области растет невиданными темпами - в прошлом году она составила восемь процентов. Кстати, в свое время в этом районе закрыли несколько детских садов - теперь властям приходится изыскивать возможности уплотнения уже существующих и думать об открытии новых.
Вся загвоздка, уверены преподаватели, в здании школы. Как разъяснили ситуацию учителям, постепенно помещения будут передаваться гимназии - здесь разместятся младшие классы, а в районе появится новый детский сад, здание которого сейчас занимают самые юные гимназисты. Вот и получается замкнутый круг: рождаемость снизилась, детсад отдали гимназии, потом детей стало больше, дошкольное учреждение вновь понадобилось. По логике, через несколько лет понадобится еще и школа. Выселят, наверное, студентов - неподалеку удачно расположились корпуса госуниверситета.
На днях пресс-служба городского Совета Белгорода распространила пресс-релиз, в котором указывается сразу целый ряд причин, по которым необходимы перемены: "Эта реорганизация позволит перевести учащихся начальной школы в одно здание (школы 27), таким образом, младшие школьники смогут обучаться и воспитываться в более комфортных, адаптированных условиях. Родителям малышей будет предложено углубленное изучение отдельных предметов. Ученики десятых классов смогут выбрать для себя профильное обучение перед поступлением в вуз как во второй гимназии, так и в 29-й школе. Учителя 27-й школы вольются в коллектив гимназии № 2. А поскольку зарплата в гимназии выше, то и благосостояние педагогов не ухудшится.
В бюджет будущего года будут заложены средства на ремонт здания школы 27, приобретение мебели, оборудования лабораторий и столовой. Таким образом, в результате этих мероприятий и педагоги, и дети должны только выиграть".
Выигравших пока не видно. Несмотря на то что постановление администрации города об основных направлениях комплексной модернизации системы общего образования, согласно которому и идет пресловутая реформа, вышло в конце ноября, подробный план пока находится в стадии разработки. Учителя и родители намерены отстаивать свою школу, куда было вложено немало сил и средств, до последнего. Единственная проблема - учащиеся. Как отвечать на детские вопросы "Что с нами будет дальше?", ни педагоги, ни мамы и папы пока не знают.
Татьяна Новикова, заместитель директора школы №27:
- На вопрос, что будет с нашими учителями, нам так и не дали вразумительного ответа. Обеспокоены и родители. Понятное дело, что в гимназии учатся дети, обладающие более высоким уровнем подготовки, и, возможно, что учеников из нашей школы туда никто не возьмет - контингент другой. К тому же, если родители в свое время выбрали обычную общеобразовательную школу, а не ту же гимназию или лицей, значит, у них были на это свои причины. Я могу сказать, что мы все - и педагоги, и родители, и большинство учащихся - резко против объединения с гимназией.
Юрий Гребенников, председатель комиссии по социальной политике и муниципальной собственности Совета депутатов города Белгорода, директор гимназии №1:
Мое мнение - реорганизацию проводить нужно. Гимназия - это гимназия, а обычная школа - это школа. Здесь количество учащихся с каждым годом уменьшается. И лучше для всех будет объединиться. Это нормальный процесс, к тому же освобождается детский сад - вокруг все сады переполнены. Просто нужно очень тактично и очень доходчиво объяснить родителям учеников все плюсы реорганизации.