Напомним: в международном тендере на строительство второй в Болгарии АЭС "Белене" помимо россиян в союзе с французской фирмой Areva NP и концерном Siemens участвовали чешская Skoda Allians в тандеме с американской компанией Westinghouse. Выиграв тендер, "Атомстройэкспорт" вновь открыл дорогу российским атомным технологиям в Европу.
Подтверждением этому стало недавнее решение Европейской комиссии, которая утвердила программу Национальной электроэнергетической компании Болгарии в отношении АЭС "Белене".
Из заключения Еврокомиссии следует, что российские предложения, одержавшие победу в тендере, и сам реактор ВВЭР-1000/В-446 "полностью соответствуют принципам Договора о Евроатоме". С тех пор как Болгария вошла в Евросоюз, это условие является для нее обязательным.
Еврокомиссия, в частности, отметила, что в конструкции реакторов АЭС "Белене" наряду с пассивными системами безопасности присутствует "улучшенная защита от внешних угроз" вроде землетрясений, ураганов или падения самолетов.
За этой более чем сдержанной оценкой - многолетний труд российских ученых, конструкторов и проектировщиков, сумевших создать надежный, экономически эффективный и по-настоящему безопасный проект современной атомной электростанции. Достаточно сказать, что проектный ресурс энергоблоков "Белене" рассчитан на 60 лет.
Бесспорное преимущество российского предложения в том, что это не кот в мешке и не виртуальный проект, пусть и в трехмерной компьютерной графике. То, что предлагает Россия в качестве первой очереди АЭС "Белене", уже можно увидеть в работе. Аналогичный (или, как говорят специалисты, референтный) энергоблок с реактором типа ВВЭР пущен два года назад на Калининской АЭС, а в сентябре 2007-го еще два сданы "Атомстройэкспортом" на Тяньваньской АЭС в Китае.
АЭС "Белене", как и атомная станция, построенная по российскому проекту в Китае, отличается уникальным сочетанием активных и пассивных систем безопасности, что обеспечивает ей более высокий уровень защиты не только в сравнении с первой болгарской АЭС "Козлодуй", но и в сравнении с недавно введенными АЭС по французским и американским проектам. На "Белене" будет внедрена цифровая автоматизированная система управления технологическим процессом (АСУ ТП), разрабатываемая и поставляемая немецкой компанией Siemens.
С одной стороны, это пожелание заказчика, а с другой - "Атомстройэкспорт" и сам заинтересован в более тесной интеграции собственного опыта с передовыми достижениями европейцев. Именно с этой целью значительное количество оборудования, влияющего на уровень безопасности АЭС и повышающего ее технико-экономические показатели, будет поставляться в Болгарию известными фирмами Areva NP, Siemens и их консорциумом CARSIB. Не останутся в стороне и болгарские подрядные организации. По предварительным оценкам, доля участия в проекте болгарских организаций может составить до 30 процентов и даже выше. На условиях субподряда предлагается привлечь 19 национальных компаний.
По сведениям источника, принимавшего участие в переговорах, в последнее время уточнялись организационные, юридические и финансовые аспекты, в частности, цена на то оборудование, что ранее было поставлено на площадку АЭС "Белене".
Тут необходимо пояснить, что решение о строительстве первой очереди АЭС "Белене" принято еще в марте 1984-го. К концу 1980-х были возведены (полностью или частично) вспомогательные здания, начато сооружение реакторного блока. Однако в 1990 году, когда сюда уже завезли крупногабаритное оборудование, строительство было приостановлено, а в апреле 1991 года - прекращено. Только одиннадцать лет спустя, в декабре 2002 года, правительство Болгарии решило возобновить строительство.
Осенью 2006 года совет директоров НЭК Болгарии объявил победителем тендера "Атомстройэкспорт". Весь минувший год ушел на доводку технического проекта АЭС, а также на подготовку контрактного соглашения, которое вчера было подписано. Точную сумму контракта в "Атомстройэкспорте" до поры до времени не называли, но сейчас решили огласить - 3,997 млрд евро за два энергоблока по 1000 мегаватт "под ключ".
Важной новостью вчерашнего дня стало заявление Владимира Путина на совместной пресс-конференции с Георгием Пырвановым о готовности кредитовать строительство "Белене". "В бюджете России для реализации планов по сооружению АЭС "Белене" заложено 3,8 млрд евро, - сказал президент. - Если они потребуются, мы готовы предоставить болгарской стороне кредит".
Сергей Шматко,
президент "Атомстройэкспорта":
- Мы гордимся достигнутым результатом, и нас устраивает согласованная стоимость проекта - считаем ее очень приличной среднемировой ценой. Раньше говорили о том, что Россия на рынке атомного машиностроения демпингует, занимается сооружением дешевых станций, но эти времена прошли. Станции, которые мы сейчас строим, одни из самых совершенных в мире. А ценовой индикатор, которым пользуемся, это уровень лидеров атомного машиностроения, компаний из США и Франции.