После того как в Великобритании был спешно принят закон о защите искусства от конфискации, экспозиция "Из России: французские и русские шедевры из Москвы и Санкт-Петербурга. 1870 - 1925" стала реальностью. Она откроется в срок, 26 января. Сейчас в Королевской академии художеств идет ее монтаж. О том, как готовилась выставка и какие в ней произошли изменения, рассказывает генеральный директор Третьяковской галереи Валентин Родионов.
Российская газета: Из всех российских музеев, которые участвуют в Лондонской выставке (а до этого в Дюссельдорфе), Третьяковской галерее, видимо, меньше всего нужно было беспокоиться по поводу возможного невозвращения своих работ. Кажется, никогда у вас таких проблем, как, скажем, у Пушкинского, с наследниками коллекционеров и бывших владельцев не было.
Валентин Родионов: Действительно не было. По крайней мере мне такое неизвестно. За все 14 лет моего директорства я с такими случаями не сталкивался.
РГ: Третьяковка ведь не впервые показывает свои вещи в Лондоне?
Родионов: Нет, у нас уже там были три выставки (я говорю лишь о последних по времени). В том числе большая и интересная выставка Марка Шагала в 1998 году. Она была там же, где и нынешняя, - в Королевской академии художеств. Еще раньше мы участвовали в выставке "Между небом и землей". А в 2000 году была выставка "Искусство на перепутье". И тогда таких проблем с возможным арестом картин вообще не было. Никто ничего подобного и не заявлял. Только сейчас, то есть в конце прошлого года, мы вместе с другими музейщиками столкнулись с такой проблемой. Я считаю, что это большая победа Федерального агентства по культуре и кинематографии, что они вовремя решили этот вопрос. И случилась вещь экстраординарная: британцы во время каникул приняли закон об иммунитете ввозимых работ. Чего никогда не было.
Мы-то полагали, что сами не успеем подготовиться к Лондонской выставке 26 января - и у нас все же были каникулы. Ведь нужно было пройти целую цепочку: пока придет разрешение от МИДа, от Роскультуры, потом Россвязьохранкультуры... Но мы же не могли подвести британцев и не ответить на этот их благородный жест. В Королевской академии оказались очень настойчивые и пробивные люди, в частности куратор Норман Розенталь. Не в последнюю очередь благодаря им закон об иммунитете и был так быстро принят. Это совместная большая победа - и им хорошо, и нам.
РГ: В Лондон не поедут две работы: "Портрет Мартыновой" ("Дама в голубом") Сомова и "Автопортрет" Кончаловского. Почему?
Родионов: Картины и при прибытии и при отбытии обратно осматриваются специалистами. В данном случае реставраторы на этих картинах увидели признаки вздутия красочного слоя, что может привести к осыпям. В Дюссельдорфском кунстпаласе приняты несколько другие климатические параметры, чем у нас.
РГ: Но у Королевской академии вы заручились какими-либо гарантиями на предмет физической сохранности работ?
Родионов: Конечно. Есть договор, в котором все это прописано, как и полагается в международной практике. Так что с климатическим режимом все в порядке.
РГ: Музеи-участники Лондонской выставки ожидают от британцев ответную экспозицию. Поговаривают, что это будет выставка пейзажей Уильяма Тернера. Она будет в Третьяковской галерее или где-то еще?
Родионов: Мы пока об этом не говорили. Но если бы мы получили такой "приз", это было бы прекрасно.