Вчера в краевом центре началась он-лайн конференция, на которую может позвонить каждый горожанин и задать вопрос о выборе управляющих компаний, о разрешении конфликтных ситуаций, связанных с коммунальными проблемами, о тарифах на ЖКХ и прочем.
Как показал первый день, среди массы вопросов особой остротой выделяются вопросы о состоянии лифтов в высотных домах. После того как в нашу не очень комфортную коммунальную жизнь вошел, пусть и неуверенной поступью, новый Жилищный кодекс, владельцы квартир вдруг обнаружили в своей - общедолевой - собственности новое имущество, которое потребовало дополнительных расходов. Больше всего не повезло жителям тех многоэтажек, в подъездах которых не работают лифты.
Бесхозное хозяйство
Цена одного нового лифта, официально он называется "стационарно установленное грузоподъемное техническое устройство", сегодня превышает полтора миллиона рублей. Ремонт, конечно, дешевле, но это только в том случае, если подъемник еще можно восстановить.
В подъезде Ольги Саенко лифт не работал несколько лет. Все это время жильцы обивали пороги различных общественных приемных, писали письма в администрацию, обращались к депутатам всех уровней. Безрезультатно - "стационарно установленное устройство" стояло, как заколдованное. В результате жители многоэтажки выяснили, что починка машины обойдется в 50 тысяч рублей, и сами собрали деньги на ее ремонт. Сделали, стало быть, мэрии подарок, ведь лифт должен был ремонтироваться за городской счет, поскольку форма управления домов жильцами еще не выбрана.
Прецедентов, когда жильцы полностью брали на себя расходы по покупке и установке лифтов, пока в городе не было. Это первый. Зато полно других - когда жители, измученные ежедневными крутыми подъемами и спусками, отправляются по прямой дорожке - в суд.
Чиновники муниципалитета на таких жителей немного в обиде: 70 процентов бюджета Владивостока - налоговые поступления от физических лиц. То есть любое решение суда исполняется за счет поступлений от тех же горожан. И значит, одни - те, кто обратился в суд раньше и судебным решением принудил мэрию лифты отремонтировать или заменить, получают удобства за счет других, которые в суды только собираются, поскольку средств в администрации Владивостока на все стоящие в городе подъемные устройства нет.
Ответственных же за отвратительное состояние жилого фонда города, утверждают городские чиновники, стоит искать не на уровне муниципалитета. Недаром же правительство сформировало фонд содействия жилищной реформе - тем самым оно решило исправить свои ошибки. Однако у Фемиды другие доводы: она считает, что передавать имущество новым владельцам муниципалитет должен был в удовлетворительном состоянии, и становится на сторону жильцов.
Чиновникам же ничего не остается, как исполнять несправедливые, с их точки зрения, решения судов. Происходит это, конечно, со скрипом.
Надеяться на то, что на следующий день после вступления в силу решения суда в подъезде появится ремонтная бригада с новым лифтом, выигравшим истцам не стоит. Только на сегодняшний день в мэрии ждут своего часа 30 "лифтовых" исполнительных производств. При условии, что 300 лифтов во Владивостоке не работают! В принципе выполнить их до конца 2008 года мэрия может. Но гарантии, что за это время на столы заместителей главы администрации не лягут новые исполнительные листы, не даст никто.
Как никто не даст гарантии и на то, что недавно установленный или отремонтированный после долгого простоя лифт будет перевозить пассажиров. Возможно, эксплуатировать его не позволит Ростехнадзор.
Лифт ищет спонсора
Как объяснил корреспонденту "РГ" начальник отдела по государственному строительному надзору и подъемным сооружениям управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Приморскому краю Сергей Ващенко, по закону вся ответственность за опасный производственный объект (в данном случае лифт) ложится на организацию, которая взяла его в аренду и зарегистрировала в государственном реестре. Это управляющие компании, ТСЖ и муниципалитет, в ведении которого по-прежнему остается часть жилого фонда. И, если ТСЖ и управляющие компании - а на данный момент в краевом центре таких всего 12 - осознали необходимость выполнения требования закона, то администрация города считает, что новый Жилищный кодекс этот вопрос из компетенции муниципалитета вывел, и решать эти вопросы должны сами владельцы квартир.
Но Закон "О промышленной безопасности промышленных объектов" предусматривает другой вариант - получать "права на вождение" должно юридическое лицо. Отказываясь закреплять за собой лифты, мэрия ссылается на Закон "О полномочиях органов местного самоуправления", где сказано, что администрация не имеет права заниматься хозяйственной деятельностью.
- Если администрация города имеет долю в высотном доме, к примеру, десять процентов от всей площади, - говорит заведующий отделом капитального ремонта жилого фонда администрации Владивостока Владимир Подложнюк, - она не может принять решение за всех собственников. Нестыковка эта стала отправной точкой споров. Суды, как правило, решают: если администрация не предоставила доказательств того, что в домах созданы объединения собственников (например, ТСЖ), значит, именно ей пока предстоит контролировать сохранность жилого фонда и нести бремя его содержания.
По техническим причинам
Стоит ли говорить, что рабочие лифты, которые не имеют хозяина, в меньшинстве. Гораздо больше таких, после проверки которых специалисты надзорного органа констатируют: поездка на этой машине может привести к трагедии.
Даже абсолютно новый лифт вовсе не гарантирует безопасности. К оборудованию постоянного поставщика владивостокского муниципалитета у территориально органа Федеральной службы Ростехнадзора по Приморскому краю вообще масса претензий. Например, частенько они приходят в город с недокомплектом. Восполнять недостающие детали приходится из старых запасов, что, в свою очередь, чревато некачественным монтажом.
- Этот подмосковный завод, - говорит Сергей Ващенко, - уже приобрел определенную репутацию. В апреле прошлого года московский Ростехнадзор выявил грубейшее нарушение требований промышленной безопасности - крепление новых направляющих и кабины лифта производится к старым кронштейнам, в то время как экспертиза возможности их дальнейшей эксплуатации не проведена. Между тем, сейчас этот механический завод пытается выйти на рынок приморской столицы не только как поставщик продукции, но и как ее монтажник и ремонтник.
Как бы то ни было, по словам Владимира Подложнюка, каждый лифт, который по договору поставки поступил во Владивосток для дальнейшего монтажа, имеет паспорт, где отражено соответствие всем нормативным требованиям, разрешение, выданное главным Управлением Ростехнадзора, сертификаты пожарной безопасности и все остальные необходимые документы.
Пока ответственные лица продолжают спорить между собой, жители Владивостока по-прежнему получают свою порцию физической нагрузки. Впрочем, эта ситуация должна разрешиться сама собой, как только все дома определятся со способом своего управления. Вот только когда это будет, с нашейто сознательностью?
Кстати
По данным, предоставленным приморским отделением Ростехнадзора, на сегодняшний день во Владивостоке более двух с половиной тысяч эксплуатируемых лифтов. Почти 300 превратились в мертвые. На 87 отсутствуют блоки безопасности. Это значит, что поручиться за их безотказную работу не может никто. Количество модернизированных лифтов всего 20.
В 2008 году на закупку лифтов администрация города выделила 50 миллионов рублей. Этих денег должно хватить на 32 машины. Это значит, что у мэрии, впервые за несколько лет, появится возможность выполнить требования всех исполнительных производств по закупке и установке нового оборудования. Судьба еще более 200 простаивающих подъемников никак не определена, и начнут ли они работать в ближайшее время - неизвестно.