Как показал опрос 250 розничных компаний из 23 европейских стран, для мировых розничных сетей в ближайшие пять лет нет более привлекательного места для развития, чем Москва.
Десятилетие высоких цен на нефть увеличило доходы россиян, что вкупе с расширением потребительского кредитования усиливает интерес к ним со стороны международных торговых сетей: согласно опросу 9 процентов ретейлеров планируют выйти на российский рынок в ближайшие пять лет, а 17 процентов уже ведут здесь свой бизнес.
Второй по величине город России Санкт-Петербург занял в опросе второе место; Прага, Любляна и Братислава вошли в первую пятерку. Единственным городом Западной Европы, вошедшим в десятку, стал Амстердам, разделивший 10-е место с Киевом.
Эксперты прогнозируют активное развитие ретейла в 2008 году. Особенный рост рынка ожидается в регионах России. Аналитики подсчитали, что общая площадь дефицитных сегодня качественных торговых комплексов к 2010 году может увеличиться в стране примерно на 10-13 миллионов квадратных метров, а к 2012 году достичь 45-48 миллионов квадратных метров.
Сейчас большая часть этого рынка сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге: в российской столице объем рынка торговых центров составляет 62 миллиарда долларов и 13,7 миллиона квадратных метров, а в Северной столице - 12 миллиардов рублей и 2,6 миллиона квадратных метров.
По объему рынка торговых площадей вслед за Москвой и Петербургом идут Новосибирск, Екатеринбург и Самара, где размер рынка достигает 2-2,5 миллиарда долларов, а площадь торговых центров - 400-550 тысяч квадратных метров, а также Нижний Новгород, Казань и Челябинск, размер рынка которых оценивается в 1,5-2 миллиарда долларов, а торговая площадь в 350-400 тысяч квадратных метров.
В остальных региональных городах - даже, например, в таких крупных, как Ростов-на-Дону, Тюмень, Саратов, Волгоград и Уфа - объем рынка не превышает 1-1,5 миллиарда долларов и 200-350 тысяч квадратных метров.
К 2010 году в столицах может наступить насыщение рынка, а вот в большинстве городов России спрос на торговые центры еще очень далек от удовлетворения. В США, например, обеспеченность торговыми площадями современного уровня в сегменте продуктового ретейла составляет 422 квадратных метра на тысячу человек, во Франции - 273 квадратных метра, в Испании - 233 квадратных метра, Германии - 208 квадратных метров, в Южной Корее - 137 квадратных метров, в Чехии - 134 квадратных метра, а в России - пока всего 119 квадратных метров.
А если брать в расчет не только современные продовольственные гипер- и супермаркеты, а все торговые объекты в целом, то показатели обеспеченности торговыми площадями в стране будут выглядеть еще хуже. В среднем к концу третьего квартала 2007 года общее количество торговых площадей всех видов в России на тысячу человек составило всего 67 квадратных метров.
Эксперты считают, что в ближайшие пять-шесть лет в стране будет введено в эксплуатацию около 10 миллионов квадратных метров торговых площадей при условии сохранения стабильности развития сектора и отсутствия кризисов в экономике. При этом общий объем инвестиций в регионы может составить порядка 15 миллиардов долларов.
К 2012 году емкость рынка торговой недвижимости в России может достичь 42-45 миллионов квадратных метров, из которых 28-30 миллионов квадратных метров будет приходиться на региональный рынок.