Изменить сложившиеся стереотипы о нашей стране решило минэкономразвития. Ведомство Эльвиры Набиуллиной внесло в правительство концепцию продвижения национальных и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства. Основной задачей, поставленной в концепции, является повышение неценовой конкурентоспособности товаров и услуг отечественного производства на внутреннем и внешнем рынках и формирование механизмов частно-государственного партнерства в данной области.
Этот на первый взгляд сугубо бюрократический документ может впоследствии сыграть большую роль для российского бизнеса. Особенно полезным он может быть для средних и небольших компаний, которые в ближайшем будущем намерены освоить перспективные товарные ниши на мировых рынках.
Дело в том, что отечественные компании верхнего эшелона уже либо имеют раскрученные бренды, либо могут это сделать самостоятельно.
Что же касается их менее знаменитых коллег, особенно в регионах, то им содействие государства как нельзя кстати. А согласно концепции государство будет способствовать продвижению индивидуальных брендов товаров и услуг отечественного производства, корпоративных брендов отечественных предприятий и организаций. Правда, прямой поддержки коллективным брендам не обещают, но концепция предполагает им помощь в участии в международных выставках и форумах, размещение рекламы в российских СМИ, работающих на зарубежную аудиторию.
Основным направлением продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства должно стать обеспечение позитивного восприятия страны в мире. У нас должен появиться национальный бренд - бренд страны как государства, обладающего уникальным потенциалом в области производства товаров и услуг, опирающимися на научный, образовательный потенциал, культурные традиции, природно-рекреационные ресурсы, а также бренды товаров и услуг, такие, как "сделано в России", "Российское качество" и так далее. Сделать это планируется через повышение эффективности деятельности органов государственной власти и государственных организаций.
После общенационального бренда "Россия" должны появиться региональные бренды - бренды российских городов и регионов, выступающие инструментом маркетинга территорий с целью привлечения инвестиций и кадровых ресурсов, а также бренды товаров и услуг, локализованных в определенной географической области, например "вологодское масло", "курорты Краснодарского края", туристический бренд "Золотое кольцо" и так далее.
Механизм реализации концепции предполагается следующим. Минэкономразвития осуществляет формирование межведомственной рабочей группы по продвижению национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства и экспертного совета по продвижению национального и региональных брендов при минэкономразвития.
Межведомственная рабочая группа обеспечивает согласование стратегий продвижения национального бренда и долгосрочных информационных кампаний, содействие разработке стратегий продвижения региональных и коллективных брендов, развитие каналов продвижения бренда, профессионального образования и исследований в области маркетинга и общественных связей.
Экспертный совет обеспечивает содействие разработке рекомендаций по вопросам продвижения национального, региональных и коллективных брендов товаров и услуг отечественного производства, а также развития механизмов частно-государственного партнерства в данной сфере.
Финансирование мероприятий настоящей концепции будет производиться в пределах средств, предусмотренных заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий период, средств, предусмотренных в бюджетах заинтересованных субъектов РФ и муниципальных образований, а также за счет средств заинтересованных предприятий и организаций.