Зрители простились с невозвращенцами

Праздники кончились, наступили будни. И ТВ несколько очнулось от карнавальной эйфории. В эфир вернулись политические и культурологические ток-шоу. Продолжили свою неустанную борьбу с правонарушителями наши славные компетентные органы. Но есть и невозвращенцы.

 

Мы ждем перемен?..

Из эфира ушла Лолита. Говорят, у нее накопилась психологическая усталость и появились комплексы. Неудивительно: она так много "грузила" себя чужими психологическими стрессами, что не могли не "прорезаться" собственные. За Милявской последовала троица интервьюеров с телеканала СТС - Тина Канделаки, Рената Литвинова и Кирилл Серебренников. По сему поводу никто ничего не сказал. Впрочем, и так все понятно - их шоу под названием "Детали" не дали нужный рейтинг. Зато вернулись на Первый канал со своей фирменной передачей "На ночь глядя" Борис Берман и Ильдар Жандарев. Правда, радость свидания была недолгой: на этой неделе их уже нет, появятся они, как разъяснил на неформальной встрече с телекритиками руководитель Первого канала Константин Эрнст, месяца через два с другой порцией интересных для них людей культуры.

Михаила Швыдкого "ушли" из проекта "Две звезды". Но он не пропал. Его можно по-прежнему наблюдать в "Культурной революции". Выяснилось также, что на канале СТС жизнь снова прекрасна. И там во главе с ответственным сотрудником минкультуры опять вспоминают старые песни, былые ритмы...

Ушел "Ледниковый период", но обещал вернуться. А пока предполагают показать "Принцессу цирка" - мыльный сериал из жизни ледовых звезд. В ближайшее воскресенье с показательными выступлениями перед нами предстанут мастера фигурного катания. Что-то готовит в этом же духе "Россия".

Лед теперь - источник вдохновения для создания развлекательных программ; его стараются приложить ко всякому месту в эфире и ко всякому артисту. На Новый год выпустили на каток "русских бабок". Не пора ли надеть коньки Евгению Петросяну и Регине Дубовицкой?

Прояснилась перспектива и с "Фабрикой звезд". Теперь с помощью отобранных самодеятельных певцов и музыкантов организуют не отдельные номера, а спектакль в формате мюзикла.

"Минута славы" будет продолжена, если наберется когорта экстремальных охотников до нее. Пародийное шоу "Большая разница" мелькнуло, и неизвестно, когда вновь объявится. Это неизвестно даже самому Эрнсту, который на докучливые вопросы журналистов развел руками, сказав, что инициатор программ Александр Цекало устал, женился и уехал отдыхать.

Зато с шоу "Две звезды" все в порядке. Его последний выпуск запомнился следующими моментами. Обязательством артиста Дюжева "сделать маленькое искусство". Сообщением Барбары Брыльской, что у нее зубы высохли - так она смеялась над кем-то из конкурсантов. Криками Распутиной, что Малахов у нее чуть грудь не оторвал.

Сергей Глушко появился с обнаженным торсом, белыми крыльями за спиной, ниже - белая простыня и сбоку - Наталья Королева, совершенно никому не интересная, поскольку всех волновало: удержится ли банная принадлежность на бедрах известного стриптизера. Она удержалась. Дальше наперебой шутили Максим Галкин и Гарик Мартиросян по поводу телесного низа мужа Королевой. Члены жюри тоже дали волю своей эротической фантазии и поставили паре по "десятке".

Продолжает тешить зрителей, страдающих бессонницей, шоу "Доброй ночи". На нем такие интересные идут разговоры. Например, звонит в эфир по предварительной договоренности с редакторами программы дама и рассказывает о своих семейных неладах. Принимающая звонок психолог - тоже дама. Она входит в положение собеседницы и с высоты своей учености советует ей с мужем предпринять какой-нибудь совместный проект.

- Какой?

- Завести ребенка. У вас появится общий объект.

Терминология выдает квалификацию душеведа: рождение ребенка - "проект", ребенок - "объект". Можно продолжать дальше: воспитание и обучение объекта - инвестиция с сопутствующей ей амортизацией и с надеждой на хорошие дивиденды.

Впрочем, и профессиональный инженер человеческих душ Юрий Поляков показал, что он не лыком шит. "У каждого времени, - выразился он, беседуя на канале "Культура" с другим профессионалом, - своя парадигма юмора". Тот кивнул в знак понимания. До меня, честно говоря, не дошло, чтобы это значило. Но зубы высохли от смеха.

Все ли к лучшему?..

Значит, есть у нас программы-возвращенцы. Есть программы-невозвращенцы. Попадаются и программы-извращенцы. И чем дальше, тем чаще. К тем, что мы знаем: "Программа максимум", "Ты не поверишь", в этом году добавилось зрелище под названием "Дас ист фантастиш". И опять же на НТВ. Программа, честно говоря, отталкивающая. И в большей степени, чем некогда скандальное шоу "Про это".

Ну, что была бы за радость телезрителю, если бы камеры установили в гинекологическом кабинете и он получил бы возможность поприсутствовать...

То есть, конечно, и на это зрелище отыскался бы свой зритель. Как он отыскивается на прочие патологические шоу. Но так уж исторически и культурологически сложилось, что не вся человеческая жизнедеятельность может быть предметом коллективного созерцания. Особенно щекотливы в этом отношении документальные формы ее отражения. И особенно здесь привередливы формы подачи.

Ведущая программы "Здоровья" доктор Малышева удивляется, почему телезрители так взволновались, когда в одном из последних выпусков показали опыт над экспериментальной мышью. Главным "контентом", выражаясь ученым языком, передачи было спасение жизни ребенка. Но на содержание никто внимания не обратил. Зрители в своей массе "зациклились" на смерти несчастной мышки, которая к тому же является символом наступившей високосной годины.

А все почему? Жизнь ребенка в передаче была общим местом, а умирание маленького зверька - наглядной и жестокой реальностью. К тому же смерть априори выразительнее жизни. Так контекст победил контент, и гуманизм доктора Малышевой оказался под сомнением.

Возмущение впечатлительных зрителей оказалось настолько сильным и общим, что создатели программы уже в следующем выпуске должны были показать, что мышка ожила и с ней все в порядке. Вопрос в том, поверит ли телевизионщикам простой народ?

На этой неделе стартовала новая авторская программа Первого канала "В мире людей" Николая Дроздова. Она вызывает понимание, вопросы и заслуживает отдельного разговора. Пока же я бы обратил внимание на то, что ТВ по-прежнему не оставляет попыток выйти на обсуждение подпольных тем и проблем человеческого общежития. Разговор о них на уровне Малахова, Пьяных - безнадега. Это профанация.

Разговор же на уровне Николая Дроздова - вариант. Но поживем - увидим. Программа при появлении на свет, как и новорожденный ребенок, не всегда производит самое благоприятное впечатление.