Петербургский метрополитен реанимируют

На заседании правительства Петербурга 24 января одобрена программа развития метрополитена, рассчитанная до 2015 года.

Первая программа развития метро до 2015 года принималась городским правительством еще в 2002 году. К тому времени из-за отсутствия средств были прекращены всякие проектно-изыскательские работы по сооружению новых линий и станций, а начатое было строительство заморожено. Так что заброшенными оказались 24 километра перегонных тоннелей, вспомогательные выработки и три строящиеся станции: "Комендантский проспект”, "Адмиралтейская” и "Звенигородская”. Некоторые специалисты даже пугали общественность тем, что большое количество неэксплуатируемых подземных пустот могут представлять опасность для города. К тому же бельмом на глазу метрополитена - да и всего города - был размыв на перегоне "Лесная” - "Площадь Мужества”.

В этой ситуации городское правительство приняло программу реанимации. Главным было - ликвидация размыва и оживление строительства метро.

На перспективу определили следующие задачи: строительство кольцевой линии метрополитена и в качестве дополнения сети метро в периферийных районах - пуск линии трамвая, скорость движения которого достигала бы 25 километров в час. То, что сегодня именуется надземным экспрессом.

В 2002 году городское правительство подтвердило свою решимость дополнить существующую сеть метро еще двумя линиями: "Фрунзенско-Приморской” и "Красносельско-Калининской”. А все диаметральные линии запланировано было объединить подземным полукольцом. При этом на каждой из диаметральных линий предусмотрено было два электродепо и одно депо - на полукольце.

Правительственная программа предусматривала до 2005 года ввести в строй "Адмиралтейскую”, "Балтийскую-2” и "Спортивную-2”. До 2007-го - запустить линию от "Садовой” до улицы Салова. Правда, в программе существовала оговорка. Вторую линию из центра в Купчино собирались открыть при условии, что поезда будут проскакивать мимо еще не открытых станций "Обводный канал” и "Волковская”.

До 2010 года правительство планировало открыть подземное движение от Бухарестской улицы до проспекта Славы, ввести в эксплуатацию вестибюли станций "Звенигородская” и "Сенная-2”. И одновременно - тоже до 2010 года - ввести участок от Комендантского проспекта до улицы Шаврова.

И к 2015 году, как следовало из программы 2002 года, в Петербурге должны были появиться: полукольцо от "Василеостровской” до "Выборгской”, Красносельская линия от "Московских ворот” до улицы Маршала Казакова; участок от "Сенной-2” до Театральной площади. И это еще не все. Одновременно предусматривался ввод вестибюлей на Обводном канале и на станции "Волковская”.

В целом программа предусматривала, что к 2015 году сеть метро увеличится на 41,5 километра и на 21 станцию, а также - на два новых электродепо. На все это требовалось, как подсчитали, около 87 с половиной миллиардов рублей.

Прошло пять лет. Из масштабных планов на поверхность выбрались две станции "Комендантский аэродром” и "Старая деревня”.

И вот горожанам представлена новая программа развития метро до 2015 года с перспективой до 2020 года. Руководитель Петербургского метрополитена Владимир Гарюгин так охарактеризовал новые планы:

- К 2015 году в городе появится 20 новых станций метро. Протяженность линий увеличится на 40 километров. Бюджет программы развития до 2015 года составляет более 100 миллиардов рублей, а до 2020 года - более 400 миллиардов.

Впрочем, Владимир Гарюгин характеризует не столько реальность, сколько чаяния руководства метрополитена. На самом деле программа отличается сдержанностью. Так, начало движения от Сенной площади до станции "Волковская” обещано в этом году. В 2009-м планируется открытие "Звенигородской” с переходом на "Пушкинскую”. В 2010-м - начало эксплуатации Фрунзенского радиуса с тремя станциями и сдача "Адмиралтейской”.

О пуске остальных объектов до 2015 года речь не идет. Во всяком случае - ничего конкретного - осуществляется проектирование и строительство второго наклонного хода станции "Балтийская”, строительство 4-го участка Правобережной линии, начало строительства Кольцевой линии и 2-й очереди Красносельско-Калининской линии... Проектирование и строительство - но не пуск и эксплуатация.

За последние пять лет городское правительство, как видно, стало несколько скромнее в своих планах. А может быть, реалистичнее.
Все основные вводы и пуски - это дело отдаленного будущего: после 2015 года. Там - далеко впереди - и второй вход на "Балтийскую”, и участок полукольца от "Василеостровской” до "Выборгской”, и все то, что горожане наизусть знают еще с 2002 года.

Урезав амбициозность своих планов на ближайшие два года, городское руководство, тем не менее, продолжает утверждать, что в целом до 2020 года в городе будет активно вестись строительство 70 километров новых линий метрополитена и 41 станции. Но все это будет возможно, как было отмечено на заседании правительства Петербурга 24 января, только при условии участия федерального бюджета: на паритетных основах - половину денег дает город, половину - федеральный центр.

- Сегодня Петербург несет основной груз строительства метрополитена на себе, - подчеркнула на заседании правительства губернатор Матвиенко, - Нам следует добиваться от федерального правительства финансирования таких крупных транспортных проектов, как Петербургский метрополитен.

Интересно, что аналогичные слова звучали и пять лет назад, когда город принимал первую программу развития метрополитена.

Справка "РГ”

Метро в Ленинграде было открыто в 1955 году. До 90-х годов в среднем за год вводилось в эксплуатацию около 3 километров новых путей. Сейчас длина путей составляет более 105 километров. На четырех линиях - 60 станций, 6 из них являются пересадочными узлами. На ряде станций метрополитена очередь на вход и выход в часы пик превышает полторы тысячи человек. Особенно напряженная ситуация складывается на станциях пересадок в центре города, а также на входах станций "Проспект Просвещения”, "Озерки”, "Пионерская”, "Проспект Большевиков”, "Лесная”, "Василеостровская”, "Невский проспект”. На станциях, где за рабочий день проходит 80-100 тысяч человек, и при этом есть только один наклонный ход с тремя эскалаторами, в часы пик вводится режим ограничения пропуска пассажиров.