8 февраля основные направления налоговой политики на 2009-2014 годы будут рассмотрены на правительственной бюджетной комиссии, а 14 февраля трехлетний план реформирования налоговой системы обсудит кабинет министров. По словам заместителя министра финансов Сергея Шаталова, приоритетными вопросами станут законопроекты о трансферном ценообразовании и консолидированном налогоплательщике. Также предлагается ряд новаций по ЕСН, НДС, а также налогу на недвижимость. Сергей Шаталов напомнил, что последние годы налоговая нагрузка снижалась на 1 процент в год, и возможности радикального снижения налоговой нагрузки в дальнейшем очень ограничены. "Российская бизнес-газета" обратилась к экспертам с просьбой оценить плюсы и минусы предполагаемых изменений с точки зрения налогоплательщика.
Андрей Приходько,
начальник отдела бухгалтерского и налогового консалтинга "BKR-Интерком-Аудит":
- Заявление о том, что "в ближайшие три года не планируется радикально снижать налоговую нагрузку", как ни странно, не вызывает негативных эмоций. Радикальное снижение нагрузки обычно влечет столь же радикальное изменение порядка налого обложения. По моему мнению, период затишья и применения устоявшихся правил налогообложения в большей степени создает благоприятную для развития предпринимательства среду.
Приведенные показатели оценки снижения налоговой нагрузки в масштабах экономики нисколько не утешат конкретного налогоплательщика, если экономия в налогах достигается путем повышения трудозатрат на расчет этого пониженного налога. В вопросе введения налога на недвижимость не следует принимать поспешные решения. Во-первых, даже сами разработчики нового порядка налогообложения имущества признают, насколько технически трудна эта задача. Во-вторых, не хотелось бы увидеть в тексте Налогового кодекса очередные категории, не поддающиеся количественной и суммовой оценке. Например, декларируется обложение по повышенным ставкам "элитной" недвижимости. Сможет ли налогоплательщик, открыв конкретный справочник или перечень, самостоятельно классифицировать свой актив? Или этот вопрос каждый раз будет решаться в суде?
Введение института консолидированного налогоплательщика не только целесообразно, но и необходимо. В идеале это избавит сотрудников юридических отделов холдингов от необходимости выдумывать искусственные конструкции правовых отношений и формальные основания для передачи денег из одного подразделения в другое.
Вызывает некоторое опасение желание "наложить определенные ограничения по оценке убытков при переходе на уплату налога на прибыль по консолидированному налогоплательщику". Не является ли это ограничением прав этой категории налогоплательщиков?
Елена Корнетова,
ведущий консультант отдела консалтинга "Финэкспертиза":
- Самые интересные и значимые предложения минфина - определение критериев для консолидации налогоплательщиков. По прогнозам минфина, у таких налогоплательщиков будет много преимуществ. В силу того, что они будут рассматриваться по аналогии с обособленными подразделениями одного юридического лица, исчезнет проблема контроля над трансфертным ценообразованием, а также учета прибылей и убытков между предприятиями одной группы.
Екатерина Смирнова,
налоговый юрист "Бейкер Тилли Русаудит":
- Заявление о том, что введение поквартальной уплаты НДС снижает налоговую нагрузку, неоднозначно. В принципе, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Просто происходит изменение сроков уплаты НДС в бюджет, и для организаций появляется возможность использовать в своем обороте в течение квартала причитающиеся к уплате в бюджет денежные средства.
Что касается введения налога на недвижимость, то все предпосылки для этого есть. Как показали последние рапорты налоговой службы о собираемости НДФЛ, федеральная регистрационная служба исправно предоставляет в налоговые органы сведения о сделках, совершаемых с недвижимым имуществом. При таких обстоятельствах представляется, что факт владения недвижимым имуществом будет отслеживаться налоговыми органами четко. А вот какие критерии будут использоваться для отнесения того или иного объекта к элитной недвижимости, пока неясно.
Принятие законодательных актов о консолидации налогоплательщиков призвано упростить налогообложение холдинговых структур и вместе с тем позволяет государству иметь более точное представление о всех хозяйственных операциях организаций, входящих в холдинг. Для государства это естественно выгодно, появляется реальный механизм проверки в совокупности действий всех лиц, входящих в холдинг.
Необходимо отметить, что эти изменения потребуют проработки серьезных изменений в Налоговый кодекс. Возникают вопросы относительно отслеживания состава группы лиц, входящих в холдинговые структуры, внесение соответствующих изменений в ст.40 НК в части контроля за уровнем цен по сделкам между взаимозависимыми лицами, в части мероприятий налогового контроля (налоговых проверок) и т.д.
Очень важным является сообщение о том, что собираются вносить изменения в амортизационную политику. При исчислении налогоплательщикам амортизации возникает масса вопросов, которые НК не урегулированы. Суды завалены спорами относительно порядка применения амортизации. Применяемые на сегодня нормы амортизации не обеспечивают интересов предприятий в современных условиях.
Ирина Мучичка,
руководитель отдела налогообложения и судебной защиты "Развитие бизнес-систем":
- На мой взгляд порадуют налогоплательщиков отрицательные ноты по НДС. Сегодня налоговые последствия при предоставлении скидок вообще налоговым законодательством не урегулированы. Предприятиям приходится самим изобретать порядок учета предоставляемых ими скидок, действуя на свой страх и риск. Одни подают уточненные декларации, другие - выставляют "отрицательные" счета-фактуры. Поэтому это, безусловно, положительное нововведение. А если еще порядок составления "отрицательных нот" и их подачи будет грамотно проработан и предельно прост, то многие налогоплательщики вздохнут с облегчением.