В АРХАНГЕЛЬСКЕ под угрозой закрытия оказалось единственное в области училище-интернат для детей-инвалидов с ДЦП и другими тяжелыми патологиями.
Геннадий Силинский, заместитель директора училища, рассказывает, что такое ему не могло присниться даже в самом страшном сне: областной департамент соцзащиты, которому принадлежит училище, решил перепрофилировать здание в центр социальной помощи населению. Это значит, что на улице могут оказаться 76 детей и 37 педагогов.
Скандал назревал давно. Споры о том, где и как надо учить инвалидов, идут уже не один год. Но пока училище, которое готовит операторов ЭВМ, закройщиков, переплетчиков, было в подчинении федерального центра, до разгона дело не доходило. А сейчас, когда имущество училища передали местным властям - точнее, департаменту соцзащиты, там посчитали, что логичнее на месте образовательного учреждения открыть социальное.
Что делать с детьми? "Передать департаменту образования, вести образовательную деятельность мы не имеем права", - заключили собесовские чиновники. Строго говоря, закон в этой сфере они трактуют правильно. Но вот закавыка - квадратными метрами делиться не желают. Самим нужны.
- В последний день января в правительстве Архангельской области была расширенная коллегия, нас всех собрали, выслушали обе стороны - департаменты образования и соцзащиты. Говорили красиво. Только все равно непонятно, что с детьми-то делать? - возмущается Геннадий Алексеевич. - Отправить их по обычным ПТУ невозможно. У нас есть тяжелые ребята, которым даже с этажа на этаж трудно подняться. В училище 80 процентов ребят находятся круглосуточно, медицинская помощь им гарантирована в любой момент. Кто будет возиться с ними в обычном учебном заведении?!
Есть еще один момент: ребята обучаются по щадящим, "растянутым" программам, а педагоги знают особенности психики и физиологии такого контингента. В обычных ПТУ никто в эти тонкости вникать не станет: не справляешься - гуляй. И что дальше? Разве такой участи заслужили дети, которые всю жизнь мужественно борются с недугом и пытаются хоть как-то вписаться в современное рыночное общество? Между прочим, работодатели в Архангельской области давно оценили преимущества выпускников этого училища - более серьезны, дорожат работой, не пьют, естественно, и очень хотят повышать квалификацию. Чего не скажешь об обычных выпускниках.
Чиновники в Архангельском департаменте образования готовы взять на свой баланс училище и принять на работу всех педагогов. Но вместе со зданием. Их тоже понять можно. Создать в обычном ПТУ условия для человека, который с трудом передвигается и нуждается в быту в посторонней помощи, - задача почти нереальная. А тут вся инфраструктура готова - училищу-то 73 года. Все продумано до мелочей, сделано так, чтобы больные дети испытывали минимум неудобств. Ну ладно, швей можно пристроить по разным ПТУ, а куда девать, к примеру, переплетчиков, которых нигде в области больше не готовят? Последнее слово в этой истории останется, наверное, за губернатором. Он пока молчит. А себе на раздумья чиновники отпустили месяц, в конце февраля судьба детей должна решиться. Хотелось бы надеяться, что в их пользу.
Этот случай - первый, но не последний. Сегодня в ведении минздравсоцразвития находится более 40 училищ для детей с ограниченными возможностями. Примерно столько же училищ принадлежит минобрнауки. Несколько лет назад была идея объединить все учебные заведения под какой-то "одной крышей". Скорее всего это был бы минздравсоцразвития. Не сложилось.
Ситуация сейчас парадоксальная: училища передаются на балансы местных властей, в том числе департаментов и министерств соцзащиты. Они образовательной деятельностью заниматься законом не уполномочены. И с радостью от непрофильных заведений будут отказываться, оставляя себе ценные квадратные метры зданий и общежитий. И все вроде по закону. Только вот нет такого закона - больных детей на улицу выгонять, лишая шанса найти работу.
Борис Белявский,
консультант отдела образования детей с ограниченными возможностями минобрнауки:
- Права детей-инвалидов в области образования сегодня ущемлены. Ситуация с училищами - только один пример. А возьмем ЕГЭ. Есть факты, что выпускников-инвалидов, успешно сдавших ЕГЭ, местные вузы не берут, ссылаясь на то, что у тех нет справки из медико-санитарной экспертной комиссии. А МСЭКи справку не дают из-за того, что в этом случае некоторых инвалидов придется взять без конкурса на бюджетное отделение (это прописано в законе). Может, в комиссиях полагают, что все инвалиды побегут в вузы?
Если нет возможности и желания сохранять специализированные учебные заведения для инвалидов, надо сделать так, чтобы местные власти и образовательные учреждения были заинтересованы обучать не вполне здоровых ребят. Как только за ними пойдет финансирование (желательно - из федерального бюджета, чтобы не было на местном уровне желания сэкономить), появится и интерес. Надо выдавать что-то наподобие образовательного сертификата, такого, какой получают роженицы. В прошлой Госдуме законопроект об образовательных сертификатах вносился на рассмотрение, но депутаты его отклонили. Только что делать инвалидам?