Вчера впервые на "Деловом завтраке" в "РГ" побывала Ольга Ларионова - главный педагог столицы. Прошедшим летом она была назначена на пост руководителя департамента образования Москвы.
Вопросов к ней (в том числе и от читателей "РГ") накопилось много, но на одном из них мы остановились особо. Это зарплата школьных учителей, которые недавно считались чуть ли не самыми бедными.
"Российская газета": Ольга Николаевна, на московском балу молодых педагогов многие участники хвастались: у них зарплата в школе - теперь почти тысяча долларов. У учителей иностранных языков - даже больше. За счет чего? И значит ли это, что в Москве отныне нет дефицита педагогических кадров?
Ольга Ларионова: Действительно, зарплата столичных учителей значительно выросла - в среднем до 21 тысячи рублей. Это связано с повышением оплаты труда работников бюджетной сферы плюс приличные московские надбавки. К тому же в каждой школе есть свой премиальный фонд. Для сравнения: даже в богатой нефтью Тюмени, которая всегда была регионом-донором, средняя зарплата учителей не превышает 15 тысяч. А персонально учителям иностранных языков подняли зар плату вдвое.
"РГ": То есть почти до 50 тысяч?
Ларионова: Некоторые получают и по 90 тысяч рублей. Объяснение того, почему выделили именно их, одно: в школах всегда была нехватка учителей иностранных языков. У них и помимо школы слишком много мест, куда можно устроиться на работу. В отличие от учителей русского языка или математики.
"РГ": Последним, наверное, обидно?
Ларионова: Конечно, это создало в педагогических коллективах некоторое напряжение. Допустим, учитель русского языка загружен не меньше - это видно невооруженным глазом. У него больше тетрадок для проверки, подготовка к занятиям. И целый класс - в отличие от "иностранцев", которые занимаются с половиной класса. В общем, вышло не совсем справедливо. Но будем потихоньку уравнивать. Например, московская надбавка, которая идет на увеличение учительской зарплаты, будет заморожена для педагогов-"иностранцев".
"РГ": Но теперь-то их хватает в школах?
Ларионова: Конечно, кадровый дефицит снизился, но все равно школе недостает учителей иностранного языка и физкультуры. Конечно, эти предметы ведутся везде - по крайней мере, в общеобразовательных учреждениях. Но тут другая беда - в системе профтех образования зарплата растет медленнее, поэтому отсюда стали перетекать кадры в школы. К счастью, Москва имеет три своих педагогических вуза, которые в состоянии закрыть проблему.
"РГ": Школа по-прежнему "стареет", или все-таки прибавляется молодежи?
Ларионова: Сегодня процентов 40 школьных педагогов пенсионного возраста, молодых - примерно 10 процентов, остальные - средний возраст. Чтобы привлечь молодежь, Москва приняла решение ввести доплаты для молодых специалистов. Если он отличник - плюс 50 процентов ставки. Поскольку студенты-старшекурсники проходят годичную практику в школе, то к диплому у них уже есть годовой стаж работы. И сразу идет доплата, поскольку они начинают трудовую деятельность с высокого 12 разряда.
"РГ": Если такими темпами будет расти зарплата, может, и престиж профессии учителя поднимется?
Ларионова: По крайней мере, в школе сегодня интересно работать. Об этом свидетельствует конкурс "Учитель года", где большинство молодых участников - с горящими глазами.
"РГ": Есть ли конкурсы в педагогические вузы?
Ларионова: Небольшие, но есть. Как и в других вузах. Ведь сегодня количество мест в московских вузах превышает число выпускников школ.