Берлинале стартовал новой рок-картиной Мартина Скорсезе о Rolling Stones

В Берлине рок-фильмом "Да будет свет" стартовал 58-й международный кинофестиваль, более известный под ласковым именем Берлинале. За его призы - Золотых и Серебряных медведей - будут бороться 26 фильмов. Российских лент в главном конкурсе нет.

Тем не менее, Россия довольно заметно представлена в побочных программах. "Панорама" открылась "Русалкой" - вторым фильмом Анны Меликян, уже известной завсегдатаям фестиваля по фантасмагории "Марс". Эта блестяще талантливая картина прибыла в Берлин в ореоле своего успеха на престижном фестивале независимого кино в Санденсе (США), где "Русалка" взяла приз за лучшую режиссуру. В молодежной программе "Форум" покажут "Нирвану" Игоря Волошина. Есть несколько наших картин в программах короткометражных и детских фильмов.

Фестиваль открылся новой картиной Мартина Скорсезе, на первый взгляд неожиданной для автора "Отступников": это документально снятый фильм-концерт с участием группы Rolling Stones и названием, заимствованным из их хита, - Shine A Light ("Да будет свет"). В этой ленте Скорсезе реализовал свою давнюю страсть - к рок-н-роллу. На мировую премьеру фильма прилетели и его автор и участники легендарной рок-группы.

Это уже не первая лента с "Роллингами": их фильмография включает несколько названий, в том числе не вполне цензурное Cocksucker Blues - ленту об их американском турне 1972 года, снятую фотографом Робертом Франком и запрещенную самими "Роллингами" из-за наличия в ней эпизодов с оргиями и наркотиками. Как признался Мартин Скорсезе, он эту картину видел и весьма ценит: она - свидетельство своего времени. Не впервые обращается к подобному жанру и сам Скорсезе: вспомним его более чем трехчасовую документальную ленту 2005 года No Direction Home о Бобе Дилане, или "Последний вальс" - о группе The Band. Не забудем и знаменитый мюзикл с Лайзой Миннелли "Нью-Йорк, Нью-Йорк".

Фильм Скорсезе "Да будет свет" снимался на двух концертах "Роллингов" в небольшом нью-йоркском театре Beacon в октябре-ноябре 2006 года. В съемках были задействованы 16 съемочных камер, и полученные 160 километров экспонированной кинопленки составили сырьевую базу для ядра картины. Кроме того, в ней использованы редкие кадры архивной кинохроники и целая серия интервью, задача которых дать публике уникальную возможность побывать одновременно и на концерте и за его кулисами, увидеть музыкантов на сцене и вне ее - в жизни. Задача трудная даже для Скорсезе: известно, например, что Мик Джаггер ненавидит давать интервью и всячески их избегает. В результате перед зрителем предстает развернутая история рок-бизнеса от 60-х до 90-х.

Над этим проектом Мартин Скорсезе, давний фан "Роллингов", работал на протяжении восьми лет. Как утверждает режиссер, музыка этой группы оказала влияние на весь его кинематограф.