Автолюбители переходят с бензина на газ
Если бы не боязнь нового, не противодействие бензиновых магнатов, не отсутствие денег в кошельках автомобилистов, большая часть автопарка перешла бы на газ.
И воздух наших городов ничем бы не отличался от дачного. Ну разве что доносил бы иногда ветерок с оживленной улицы своеобразный запах. Так это все равно лучше, чем постоянные вонь, чад и копоть от автомагистралей.
Плюс 60 тысяч в год
Конечно, совсем менять бензин на газ не следует, сеть заправок еще не развита. Поэтому надо лишь добавить к бензобаку еще газобак с соответствующим оборудованием.
Не так давно один из столичных сервисных центров сделал расчеты, которые показали, насколько выгодно газовое оснащение автомобиля. Результат - оно выгодно прежде всего тем, у кого нет лишних денег.
Логика рассуждений простая.
Дано: автомобиль ВАЗ с инжектором (берем с инжектором, поскольку для таких движков газовое оборудование самое дорогое. А для карбюраторных - примерно на 40 процентов дешевле).
- Среднесуточный пробег автомобиля - 250 км.
- Цена литра 92-го бензина в среднем - 19,5 руб. (на момент расчета).
- Цена литра газа в среднем - 9,1 руб. (на момент расчета).
- Расход бензина в среднем - 9 литров на 100 км.
- Расход газа в среднем - 9,5 литра на 100 км.
- Стоимость переоборудования автомобиля на газ в дорогой мастерской - 24 000 руб. (при подключении системы 3-4 поколения - распределенный впрыск).
- Газовое оборудование - итальянского производства.
- Теперь вопрос: стоит ли переходить на газ владельцу ВАЗа?
- Расходы на бензин: 440 руб. в день (250 км умножить на 9 литров по цене 19,5 руб. за литр).
- Расходы на газ: 215 руб. в день (250 км умножить на 9,5 литра по цене 9,1 руб. за литр).
- Реальная экономия: 225 руб. в день (440 минус 215).
- Срок окупаемости затрат на установку оборудования: 109 рабочих дней.
Экономия за год: 58 275 рублей (365 дней минус 106 дней - срок окупаемости - остается 259 дней, каждый из которых экономит еще по 225 руб.).
Сумма экономии впечатляет, хотя напомним - это расчеты специалистов, которые зарабатывают на жизнь именно газификацией автомобилей.
Газовый баллон в багажнике.
Газовый баллон под днищем автомобиля.
Контраргументы
Однако есть ряд контраргументов, что выдвигают сторонники бензиновых двигателей. Прежде всего - дороговизна газового оборудования и его взрывоопасность.
О дороговизне мы уже сказали. Теперь о взрывоопасности.
Изучив сводки информагентств за последние два года, я обнаружил лишь две (!) заметки, посвященные авариям на газовых автомобилях.
Первая - из Орска, где во дворе частного дома в результате утечки газа в легковом автомобиле случился взрыв и пострадали два человека. Вторая из Нижнего Новгорода, где взорвалась сама мастерская по установке газового оборудования на автомобили. В результате здание обрушилось и начался пожар.
Есть и другие минусы:
- вес автомобиля с установкой оборудования увеличивается примерно на 60 килограммов. Это то же, что постоянная перевозка в салоне одного пассажира средней упитанности.
Правда, сейчас вместо тяжелых стальных баллонов появились облегченные углепластиковые, но они и стоят существенно дороже;
- газовый баллон в багажнике ВАЗа съедает примерно шестую часть пространства.
Правда, в последнее время баллоны стали делать в виде запасного колеса с установкой в нише запаски. Но куда тогда девать запаску?
- сеть газовых заправок сегодня не развита;
- запах в салоне - самый большой минус. Конечно, ни метан, ни пропан в чистом виде не пахнут, а своеобразный аромат им придают специальные вещества, которые добавляют в газ, чтобы можно было своевременно обнаружить утечку. Но уж больно въедливый этот аромат, он прочно пропитывает и багажник автомобиля, и салон;
- и последнее - в машине с газовым оборудованием курить можно, но не рекомендуется.
Вот и выбирайте, что ближе, экономия денег или вышеперечисленные неудобства.
Есть и еще плюсы у газа, пусть не такие явные, но тем не менее. К примеру, экономия в сумме будет не только на топливе, но и на ГСМ. Ведь при езде на газе масло в двигателе понадобится менять реже. Газ в отличие от бензина не смывает со стенок цилиндра и поршня ДВС масляную пленку и не разжижает масло, а высокое октановое число газа - 105 - существенно снижает детонацию при любой нагрузке. В результате моторесурс двигателя увеличивается.
Выбор оборудования
По вашему желанию вам установят новейшее оборудование четвертого поколения. Если, конечно, и машина у вас соответствующая. Для современных моделей, оснащенных распределенной системой впрыска, разработана и газовая электронно-каталитическая система впрыска, которая предполагает подачу необходимого количества газа к каждому цилиндру через отдельную форсунку.
Газовую систему первого поколения тоже не отправляют на свалку. Она принадлежит к категории самых простых систем - не требует сложной электроники и может быть использована только в автомобилях с карбюраторной системой подачи бензина или с механическим впрыском топлива. Она самая дешевая.
Оборудование второго и третьего поколения - это программируемые системы управления подачей газа.