Алтайское управление по культуре запретило играть на сцене в футбол отрезанной головой

Последние события в краевом театре драмы не на шутку взволновали местную творческую среду. Копья ломаются вокруг вечной темы: свобода творчества и ответственность, которая лежит на наших "властителях дум" и чиновниках от культуры.

В театре собирались поставить комедию английского драматурга Рэя Куни "Плохие парни". Его пьеса уже есть в репертуаре драмтеатра - "Слишком женатый таксист". Премьера "Плохих парней" была назначена на сегодняшний день, 7 февраля. В театре активно репетировали, потратились на декорации, готовили, как говорят, коммерческую пьесу. Работал над спектаклем молодой, но прекрасно зарекомендовавший себя режиссер из Санкт-Петербурга Дмитрий Егоров, поставивший до этого в Молодежном театре Алтая "Прекрасное далеко", вызвавшее восторги и у местной публики, и у столичных критиков.

Но за пару недель до премьеры директора театра Владимира Мордвинова вызывают в краевое управление по культуре и рекомендуют ее отложить. Директор прислушивается к рекомендациям, принимает нелегкое решение и объявляет его труппе и режиссеру. Понимая всю ответственность за потраченные время, деньги и нервы.

За этим внешне безобидным событием кроется большой скандал. И лежит он в плоскости нравственно-эстетической. Корни его - в смене поколений и в театре, и в зрительской аудитории. Старшему поколению актеров нужен традиционный драматический театр с понятной эстетической платформой. Новое поколение жаждет эксперимент, выявляющий квинтэссенцию современного искусства - эмоции. Зритель тоже разделился в своих пристрастиях.

Так почему же премьеру все-таки переносят? В управлении по культуре говорят, что, во-первых, в тексте просматривается разжигание межнациональной розни. Сейчас, когда тема независимости Косово на пике остроты, даже в Сибири стоит поосторожничать. Во-вторых, уж очень черный и натуралистичный юмор… После шумной премьеры спектакля "Войцек", непонимания и непринятия его консервативной публикой в краевой администрации призадумались: что же будет после "Плохих парней"?

В управлении края по культуре высказывают вполне состоятельные претензии к выбранной пьесе, но делают это, опираясь на собственные эстетические воззрения. Нам же хочется знать, как должно быть "по закону". Вполне допускаем, что не все можно ставить в государственном театре. Но кто именно должен определять, где, например, в пьесе элементы порнографии, а где шовинизм? Существуют ли четко прописанные нормативы? Кто должен анализировать произведения? Экспертный совет? Ответственный чиновник? Меж тем, проблема эта становится злободневной. На днях в театре музыкальной комедии получили циркуляр из администрации, в котором требуют отчитаться, сколько в репертуаре классических спектаклей, сколько современных...

Вся критика репертуара сводится к одному: "Нам такой театр не нужен!" А какой нужен, никто не говорит. Радикально настроенная публика вообще требует убрать главного режиссера Владимира Золотаря. А кого пригласить? Посмотрите, что ставят на столичных сценах, кто из режиссеров сейчас делает кассу. Достаточно вспомнить Серебренникова, Додина, Райкина, Петра Фоменко - это не академический театр!

Главный вопрос современного театра: должен он быть режиссерским или продюсерским, и в какой мере администрация имеет право его контролировать?

Как говорит местный театровед Елена Кожевникова, театр так долго шел к тому, чтобы стать режиссерским, чтобы избавиться от идеологического давления, что возврат к административному прошлому будет проходить крайне болезненно. И добавляет: "Театр - это концентрированное отражение жизни".

Что будет дальше? Владимир Золотарь собрался ставить Островского, театр бросит силы на Шукшина. Какие названия символические в репертуаре появятся: "На всякого мудреца довольно простоты" и "Я пришел дать вам волю"!

Комментарии

Дмитрий Егоров, режиссер:

- Считаю, что времена, когда местная администрация имела право влиять на репертуарную политику театра, прошли. Ситуация с задержкой премьеры, с одной стороны, серьезная (краевые власти, видимо, хотят, чтобы народ получал только сказки), а с другой - анекдотичная. К сожалению, этот анекдот может привести к серьезным последствиям в самом театре. Краевой театр драмы за последние годы стал заметным на культурной карте страны. Если же его репертуар будут контролировать из управления, если хлопнет дверью главреж, театр может поменять российский масштаб на региональный.

Геннадий Зеленцов, замначальника управления Алтайского края по культуре:

- Да, Рэй Куни очень популярный комедиограф. Его пьесы ставятся по всему миру, в том числе в академических и неакадемических театрах. Когда в пьесе чувствуется этическая грань и запредела никакого нет, то о чем говорить - быть спектаклю! Но когда в сюжете пьесы "Плохие парни" за основу берется игра с расчлененным трупом человека, когда в футбол и волейбол играют отрезанной головой, возникает полное ощущение смрада! Мы решили, что можем по этическим соображениям рекомендовать театру повременить с этой пьесой.