Премьеру спектакля "Майская ночь" Римского-Корсакова в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, которую с нетерпением ожидает публика, подготовили режиссер Александр Титель, художник Владимир Арефьев и дирижер Феликс Коробов.
Таинственная и прекрасная украинская ночь: темные свечи пирамидальных тополей, соломенные крыши украинских мазанок, яркий месяц, озеро с русалками, пересвист ночных птиц. Разве возможна без этого украинская майская ночь? "Невозможна", - считал Станиславский, ставивший на сцене Музыкального театра "Майскую ночь" в 1928 году. Также считают и постановщики нынешнего спектакля.
А в жизни самого автора оперы - Николая Римского-Корсакова "Майская ночь" - это "дитя любви". Именно "Майскую ночь" перечитывали молодой офицер и композитор Римский-Корсаков и пианистка Надежда Пургольд, когда Николай Андреевич сделал наконец предложение "руки и сердца" своей возлюбленной. Она и "надоумила" композитора написать оперу по повести Гоголя, премьера которой состоялась в 1880 году на сцене Мариинского театра. Случайно или нет, но любовная история шофера, а потом оперного певца Пети Говоркова из знаменитого фильма "Музыкальная история" (единственной кинороли великого Сергея Лемешева) счастливо разрешается тоже под "Майскую ночь", в которой герой фильма исполняет партию Левко - свою первую главную роль на сцене Кировского театра.
В репертуаре музыкальных театров 20-40-х годов XX века "Майская ночь" была частой гостьей. А теперь ее практически не ставят. Почему? За разъяснениями мы обратились к главному дирижеру Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и музыкальному руководителю новой постановки Феликсу Коробову.
Феликс Коробов: Я очень люблю музыку Римского-Корсакова, это уже пятая его опера в моей жизни. Он удивительный композитор: с одной стороны, любая его партитура узнаваема просто визуально, по графике, с другой - он невероятно разнообразен и каждая его опера неповторима. "Майская ночь" - светлая, чистая, романтическая опера с очень красивыми мелодиями и традиционными для Римского-Корсакова красотами инструментовки, с добрым остроумием и радостным ощущением жизни.
РГ: А может быть, именно это "простое, чистое и светлое" и отталкивало от оперы? Ведь театры ищут актуального, трагичного, может быть, ироничного, а "простое и светлое" кажется пережитком соцреализма?
Коробов: Конечно, "Майскую ночь" бессмысленно привязывать к политике. Это опера про любовь, чудесная любовная история. И музыка об этом. А кажущаяся простота оперы часто играет злую шутку - она безумно сложна для постановки. Второй "буффонный" акт требует недюжинного мастерства актеров - именно драматического мастерства при довольно сложной вокальной партии. Нужен фантастической красоты голос тенора-премьера на роль Левко. Нужно чувствовать этот дивный национальный колорит, не переходя при этом в некую рекламную открытку турагентства. Очень много составляющих, которые отталкивают постановщиков от этой оперы, что очень жаль. За "Майской ночью" закрепилась какая-то странная репутация "нерепертуарной" оперы с двумя известными ариями, что совершенно не соответствует действительности.