Такую цифру озвучил, назвав ее "невиданной экономией", руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев на "круглом столе" в Высшей школе экономики. Однако не все эксперты считают это таким уж большим достижением.
Соглашаясь с тем, что закон о госзакупках (N 94) пока еще не работает на всю "проектную мощность", Игорь Артемьев все же настаивает, что это "одна из самых успешных, самых результативных форм реализации административной и антикоррупционной реформы". Говоря же о масштабах экономии бюджетных средств, для сравнения привел расходы федеральной казны на здравоохранение в 2007 году - они составили 206 миллиардов рублей. Когда же торги сплошь пойдут через электронную биржу, места коррупции не останется вообще, а экономия в масштабах страны составит не менее 1 триллиона рублей ежегодно.
Тем не менее в обществе 94-й закон вызвал "большую смуту" (слова Артемьева) - из-за своей чрезвычайной сложности и чрезмерной забюрократизированности. Добросовестные госзаказчики взвыли: дескать, даже на скрепки канцелярские надо конкурс проводить! Никого не интересует квалификация участников конкурса, деловая репутация и прочие "мелочи"!
Антимонопольная служба и минэкономразвития, которые и разрабатывали закон, категорически не согласны с тем, что закон надо писать заново, но готовы, что называется, к конструктивному диалогу. Весь прошлый год совместная рабочая группа собирала претензии и предложения. И осенью был принят пакет почти из трехсот поправок.
Среди наиболее значительных - обеспечение финансовой гарантии исполнения контракта. В чем суть? Закон в первоначальном виде отменял давно сложившуюся практику предквалификационного отбора. Это вызвало серьезную обеспокоенность участников госзакупок: дескать, придет фирма-однодневка, которая будет демпинговать, выиграет аукцион или конкурс, а потом возьмет на субподряд уважаемые организации, оказавшиеся не у дел. По мнению Игоря Артемьева, предквалификация - источник коррупции, но угроза демпинга действительно есть. Поэтому вместо нее предложено ввести гарантию обеспечения обязательств (при цене контракта свыше 50 миллионов рублей - от 10 до 30 процентов начальной цены).
Законодатели также согласились с тем, что нельзя все покупать (заказывать) на аукционах. Например, медицинские услуги, аварийно-спасательные работы, опытно-конструкторские, реставрационные и т. д. Поэтому в законе оговорены особенности проведения подобных конкурсов.
И все же критики в отношении закона о госзакупках не убавляется. Например, весьма скептически оценивает экономические достижения от применения закона начальник Центра заказов и поставок материальных и технических средств тыла Вооруженных сил Александр Колесов: "Если начальная цена контракта сформирована некорректно, то экономия получается весьма виртуальная". Либо наоборот - нереальная стартовая цена может привести к неоправданным расходам.
Пример. На нужды Вооруженных сил необходимо было закупить на 2008 год муку. Согласно статданным, которыми приходится пользоваться при формировании госзаказа, в сентябре она стоила 6,9 рубля за килограмм. Но пока провернулось тяжелое бюрократическое колесо (а без этого никакой борьбы с коррупцией не получится) и в ноябре были проведены торги, никто на них не пришел - реальные цены на рынке уже обогнали статистику. Потом разместили госзаказ по 11 рублей, потом по 15 рублей, но продавцов так и не нашлось... В такой ситуации есть только два "одинаково приятных" выхода - оставить армию без хлеба или закупить его с огромным перерасходом средств.
Замдиректора департамента минэкономразвития Анна Катамадзе соглашается с тем, что ценообразование на сегодняшний день действительно не всегда корректно. Но категорически не согласна с распространенным мнением, что-де основная цель закона - сэкономить деньги, жертвуя качеством товаров и услуг. По ее мнению, в каждой отрасли должны быть стандарты качества, на основании которых и должны формулироваться требования к товару (работе). Проблема в том, что не везде такие стандарты есть. Пример - строительная отрасль со своими устаревшими СниПами.