Железные дороги, гражданскую авиацию и водный транспорт милиция берет под усиленный контроль.
Руководство МВД утвердило новые способы борьбы с "мобильной" преступностью. Первый заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин представил вчера серию новаций для того, чтобы обезопасить перевозку пассажиров и грузов. Их внедрение обсудили вместе с представителями администрации президента, министерства транспорта, Генпрокуратуры и компании РЖД.
Дело в том, что наметилась опасная тенденция. Криминал все чаще действует в "пути". Если в целом по стране преступность снижается - за год на семь процентов, то на транспорте она выросла почти на 4 процента. На колесах совершено около 84 тысяч преступлений - то есть каждое шестое по стране. Причем почти четверть из них - тяжкие и особо тяжкие.
По сути в поездах, самолетах и судах по стране передвигаются преступники всех мастей - от мелких мошенников и воришек до крупных подпольных воротил и террористов. Пытаются скрытно провезти, украсть, перепродать оружие, наркотики, биоресурсы, лес, драгоценности, нефть, газ, стройматериалы. Недвижимость, принадлежащая транспортным предприятиям - земля и строения, - подвергается рейдерским захватам или просто воруется. Иные национальные проекты и программы могут и не начаться, если за ними на каком-то этапе не присмотрит транспортная милиция.
Начальник департамента обеспечения правопорядка на транспорте Вячеслав Захаренков рассказал, что свыше 40 процентов всех "дорожных" преступлений - экономические. Из них больше всего - краж. Генерал не скрывал, что каждая пятая кража грузов пока остается нераскрытой. Особенно вызывают опасения случаи хищения металла. Ради металлического лома преступники разбирают рельсы, обрезают линии электропередачи, уничтожают оборудование железных дорог. Надо ли говорить, какие трагедии могут случиться?
- Вся экономика страны на колесах, - сказал Александр Чекалин. - И этим активно пользуются преступники.
МВД уже усилило все подразделения транспортной милиции, в том числе и технически. Под круглосуточное видеонаблюдение взяты вокзалы, аэропорты и порты. Более того, многие электрички и поезда дальнего следования оснащаются не только видеокамерами и прямой связью с милицией, но и другими электронными системами защиты. Намечены и превентивные меры - составы будут сопровождаться милицией, обследоваться с помощью собак и "умных" приборов.
Первый заместитель министра внутренних дел потребовал от руководства транспортной милиции чаще проверять работу своих подчиненных не только в крупных городах, но и на самых дальних полустанках.
- Не должно быть для нас глухих углов, - заявил Александр Чекалин. - У нас всегда должны быть наготове, что называется, резиновые сапоги, камуфляж, если надо - снегоход. Мы отказываемся от кабинетного стиля и переходим к живой работе.
Александр Чекалин рассказал, что прорабатывается вопрос перехода всей милиции с 1 января 2011 года на финансирование только из федерального бюджета. Потому что в ряде регионов порой складывается законодательная коллизия, как это случилось на Средне-Уральской железной дороге. Там прокуратура опротестовала выделение из местных бюджетов средств на транспортную милицию. Объяснение такое - в бюджете не нашлось отдельной строки таких расходов. При бюджетном финансировании такие проблемы отпадут.
Досье "РГ"
Транспортная милиция обслуживает 17 железных дорог протяженностью свыше 85 тысяч километров, 508 железнодорожных вокзалов, 167 аэропортов, 33 морских и 63 речных портов. А также десятки мостов, тоннелей, пароходств и управлений гражданской авиации.