Театр-мастерская Михаила Тумашова - коллектив в крае известный и уважаемый. А потому, когда в начале года у Тумашова сорвалось несколько спектаклей и оказалась под угрозой работа над новыми, в культурной среде наперебой заговорили о том, что же происходит с тумашовским театром.
Мы этот вопрос задали самому режиссеру.
Российская газета | Михаил Афанасьевич, почему отменили недавние спектакли?
Михаил Тумашов | Жизнь театра-мастерской всегда была кочевой. Мы репетировали во всех вузах города, какое-то время прописались на Южном. Зрители постоянно спрашивали: "Где вас в следующий раз можно будет увидеть?" Три года назад поселились в здании администрации Ленинского района: в актовом зале сделали реконструкцию, удлинили сцену. Нас это помещение вполне устраивало.
В планах - постановка "Кукольного дома" Генриха Ибсена, в юбилейный год Шукшина мы хотим поставить его повесть "Точка зрения", а также выпустить спектакль по песням и стихам Владимира Высоцкого. Но беда в том, что сейчас над этими большими проектами работа затормозилась из-за проблем с помещением. Год назад к нам подселили Дом детского творчества, и фактически сегодня деятельность студии парализована и блокирована. Бывает, что в течение недели не можем провести ни одной репетиции.
Я боюсь растерять талантливых ребят, с которыми работаю, - у нас нет актерских ставок, все это время они играли на голом энтузиазме. Но это несправедливо и ненормально - они профессиональные актеры и должны получать соответствующее вознаграждение. Всего у меня в студии около тридцати человек, это позволяет нам делать и камерные, и площадные спектакли, как, например, на 9 Мая, на площади Сахарова.
Юридически мы - автономная некоммерческая организация, поэтому финансирования у нас нет почти никакого. За исключением отдельных моментов со стороны городского комитета по культуре, когда мы делаем спектакли для Барнаула. Хотелось бы перейти на какое-то системное финансирование - тогда можно будет реализовывать более серьезные проекты.
РГ | В Барнауле сейчас не много театров?
Тумашов | Я считаю, что четыре театра для такого большого города, как Барнаул, - очень мало. Театров много не бывает! Посмотрите, как кипит театральная жизнь в Омске или Новосибирске. Молодежь в барнаульских театрах очень плохо задерживается - разъезжаются по всей России. Это большая проблема в театральной жизни города.
РГ | Как вы оцениваете творческий уровень местных театров?
Тумашов | Всякий раз идешь в театр с надеждой: вот сегодня-то меня удивят! Но у меня в последнее время одни разочарования. Мне кажется, проблема наших театров в том, что у них нет своего конкретного, узнаваемого лица.
Помню, в 1970-х годах в Барнауле в театре кукол работал знаменитый режиссер Евгений Гиммельфарб. Туда же невозможно было попасть - лишний билетик клянчили задолго до парадного входа. У театра было свое лицо, собственный творческий метод, свежий взгляд на время. Они ставили взрослые спектакли - "Декамерон", "Тиль", "Двенадцать" по Блоку, "Шинель" Гоголя. Каждый спектакль становился событием, которое обсуждалось, вызывало споры, живые отклики в прессе и общественности. Гиммельфарб делал уникальные, потрясающие вещи, и теперь это отдельная, значимая страница в театральной жизни края.
Мне были интересны спектакли нашего драматурга Александра Строганова. Интересны тем, что ставит их сам драматург, в этом их главная оригинальность и интерес. Очень жаль, что мастерская, которую он вел в драмтеатре, прекратила существование.
Сейчас в наших театрах неимоверно скучно. Меня хотят удивить то нагромождением декораций, то голыми актерами, то спецэффектами, но не этим надо удивлять.
РГ | А чем тогда?
Тумашов | Если уж выделяться, то не декорациями, а, например, своими размышлениями о сегодняшней жизни, поиском сценической правды. Находить связь с современностью, человеческими проблемами, маленькими трагедиями, которые происходят в жизни человека каждый день. А если театр со мной не говорит, мне становится в нем неинтересно.
В 1991 году мы поставили спектакль "Метель" по Пушкину, который стал нашей визитной карточкой. Там все роли исполняли три актера, почти никаких декораций. Но с этим спектаклем объехали полстраны, были на многих престижнейших всероссийских и международных театральных фестивалях. Я был включен в режиссерскую лабораторию Всероссийского Пушкинского театрального центра, а также в состав правления Международной ассоциации русских театров. Это был по-своему экспериментальный, яркий, и в то же время очень пушкинский спектакль - в нем звучит почти два десятка русских народных песен. Многие известные критики назвали нашу "Метель" одной из самых ярких инсценировок пушкинской прозы.
РГ | Вы работаете режиссером с 1981 года. Говорят, вы убежденный диктатор в общении с артистами…
Тумашов | Актеры прощают режиссеру все, если за этим следует успех. Но есть определенный лимит доверия. А режиссер должен, когда собирается эта страшная команда ярких индивидуальностей и эгоистов, все урегулировать. В классе Товстоногова, в Лениградском театральном институте, где я учился, из нас готовили "волкодавов". Режиссер один выступает против всех, у него должность такая. Он должен свою территорию создать и подчинить единым законам. Так что - только диктатура, при демократии все развалится.
РГ | Вы ученик Георгия Товстоногова. Не хотите о нем воспоминания написать?
Тумашов | Я видел его только на занятиях. Мы были одним из последних его выпусков - через год Георгий Александрович умер. Помню, что дымил он со страшной силой, прикуривая сигареты одну от другой. Врачи ему запрещали, говорили: ну вы же волевой человек, вы же театр создали! А он отвечал: "Воли у меня никогда не было, просто у меня мужской характер".
Валерий Паршков, председатель комитета по культуре Барнаула:
- По мере сил и возможностей городская администрация всегда оказывала театру Тумашова помощь и поддержку. Мы выделили им пока только одну ставку художественного руководителя. Нам понравилась идея создания на базе мастерской молодежного театрального творческого центра, это серьезный социально-культурный проект, мы готовы его поддержать. В дальнейшем, не исключаю, финансирование театра, а также количество ставок будет увеличено.
К сожалению, остается открытым вопрос с помещением для театра-мастерской. В свое время мы попросили администрацию Ленинского района выделить театру для репетиций и постановок актовый зал. Сейчас ситуация осложняется тем, что в этом помещении разместился еще и Центр детского творчества, выполняющий большие задачи по культурному воспитанию детей. Необходимо найти консенсус, чтобы не ущемить ничьи интересы. Думаю, администрации Ленинского района это по силам, напряженность в данном вопросе будет снята.