Бурю эмоций вызвала у британцев высказанная главой Англиканской церкви идея "обвенчать" местные законы с шариатом. В эфире Би-би-си архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс предложил включить отдельные нормы мусульманского права законодательство.
При этом священнослужитель руководствовался самыми благими намерениями: упрочить социальную целостность в стране, где значительное число граждан исповедуют ислам.
Однако британцы восприняли призыв духовного лидера в штыки, заподозрив святого отца в том, что тот, в прямом смысле слова, мостит им дорогу в ад. Воображению жителей Альбиона представились страшные картины отсечения рук за воровство, забивание камнями неверных жен, не говоря уже о смертной казни через отрубание головы. В итоге пятничные газеты Британии вышли с первополосными статьями, критикующими саму идею появления норм шариата в Британии.
Хотя речь-то с самого начала шла совсем не об этом. Кембриджский профессор, либерал и философ, влюбленный в Достоевского, доктор Роуэн Уильямс предложил дать возможность британским мусульманам самостоятельно решать часть споров гражданского характера в соответствии с нормами их национальной культуры и традициями. Иначе говоря, учредить в Британии шариатские суды по гражданским спорам для рассмотрения, к примеру, дел о разводах.
Надо сказать, что архиепископ не изобретал велосипед: в Великобритании уже действует иудейский суд. Дело в том, что английское законодательство предусматривает возможность разрешать споры между двумя субъектами вне судебной системы, некоей третьей стороной, если участники конфликта не возражают. Именно этой стороной и выступает иудейский суд. И именно ею мог бы стать и гражданский шариатский суд.
Но, вероятно, предложение духовного главы Англиканской церкви стало последней каплей для многих британцев. И заставило задуматься о том, что останется от национального законодательства, если его растащат на части по конфессиям?
Британия проявила редкое единодушие в поддержке принципа "со своим уставом в чужой монастырь не ходят". Однако стоит ли закону вообще ходить по "монастырям" - и своим и чужим? Этим вопросом задались сегодня в Британии, ломая копья вокруг эпатажного предложения своего архиепископа. Ведь местные законы строятся на религиозных принципах. Тогда как, к примеру, во Франции правовые нормы отделены от религиозных норм.