Впервые на "Деловом завтраке" в редакции побывала Ольга Ларионова, которая с лета возглавляет департамент образования в новом городском правительстве. Вопросов к ней накопилось так много, что гостья призналась, что чувствует себя как на экзамене. Но журналисты - такие же родители, поэтому всем хотелось узнать: что сегодня происходит в столичном образовании.
"Жи" и "ши" пишется через "и"
Российская газета: Ольга Николаевна, не получится ли в этом году как прежде, когда за месяц до выпуска школы вдруг узнают, что им предстоит сдавать Единый госэкзамен по истории?
Ольга Ларионова: Не получится. Эксперимент по ЕГЭ уже закончился, а закон вступит в силу только с 1 января 2009 года. Сейчас регионам дали возможность самим определить, какие предметы сдавать в форме ЕГЭ. Москва выбрала два - русский язык и математику. Они в этом году обязательны для всех выпускников. Остальные пройдут по традиционной схеме. Московские вузы будут принимать абитуриентов по этим предметам по результатам ЕГЭ.
РГ: Москва дольше других регионов сопротивлялась внедрению ЕГЭ. Похоже, ваши аргументы не подействовали на министерских чиновников?
Ларионова: Я не сторонник этой формы оценки знаний. Хотя сама - учитель математики, и, казалось бы, точный предмет проще протестировать. Но при этом невозможно увидеть, умеет ли ученик логически мыслить. С другой стороны, должны быть какие-то единые стандарты в оценке... Надеюсь, что тесты будут совершенствоваться. Да и споры вокруг Единого экзамена еще не завершены.
РГ: Как выглядит столица по результатам ЕГЭ на фоне других регионов?
Ларионова: В целом лучше, например, меньше всего тех, кто написал на "двойку" русский язык, который в прошлом году был обязательным. Если в среднем по России таких - 12 процентов, то в Москве - 6. И средний балл по результатам ЕГЭ выше.
Ура! Физры не будет?
РГ: Последние годы в столичных школах был дефицит учителей, особенно иностранного языка и физкультуры. Но теперь-то, когда зарплата у бюджетников заметно повысилась, ситуация изменится?
Ларионова: Средняя зарплата учителя со всеми московскими надбавками сейчас составляет 21 тысячу рублей. Персонально учителям иностранного языка, которых всегда не хватало в школах, ее подняли вдвое. Но у них в отличие от других предметников слишком много других мест, куда можно устроиться на работу. Как и у физкультурников. Тем не менее предметы ведутся везде. Москва имеет три своих педвуза, которые успешно решают эту проблему.
Волнует другое: в школы стали перетекать учителя иностранного языка из системы профобразования, где зарплата растет медленнее.
РГ: А молодые педагоги по-прежнему обходят школы стороной?
Ларионова: Если судить по конкурсу "Учитель года", то среди участников две трети молодых - с горящими глазами. Чтобы привлечь выпускников педвузов в школы, Москва приняла решение ввести для них доплаты. В течение трех лет молодой специалист получает 40-процентную надбавку, а если отличник, то 50 процентов. Поскольку перед дипломом студенты проходят годичную практику в школе, которая засчитывается в педстаж, то они начинают трудовую деятельность с достаточно высокого разряда.
Тем не менее пока, по статистике, педагогические коллективы на 40 процентов состоят из людей пенсионного возраста, 10 процентов - молодежь, остальные - среднего возраста.
У нас, к сожалению, возник кадровый голод в системе дошкольного воспитания. Особенно теперь, когда город стал строить по сто дет садов в год. Уже сейчас не хватает процентов 30 нянечек и воспитателей.
РГ: У них-то зарплаты меньше учительских...
Ларионова: В Москве оплата бюджетников осуществляется по Единой тарифной сетке (ЕТС). Воспитатель ли, учитель, библиотекарь, если у них одинаковый разряд, то и одинаковая зарплата. В детсадах в основном работают люди со средним образованием, поэтому здесь и зарплаты ниже. В среднем здесь выходит по 11-12 тысяч рублей, ведь никто не работает на одну ставку. Но сейчас правительством Москвы рассматривается предложение нашего департамента увеличить зарплату воспитателям и нянечкам за счет московского коэффициента.
Как курица лапой
РГ: Столько разговоров о "Школе будущего". Чем она отличается от обычной?
Ларионова: Если вы о школе-новостройке N 2030 в Центральном округе, то она оснащена самым современным учебным оборудованием. Ко всему у ребят открытый доступ. Каждый обеспечен персональным компьютером. Но не это главное: высокие технологии внедрены в учебный процесс. Например, если на уроке биологии изучают вирусы, то ученик может провести исследования своей слюны. Пройдя по школьному коридору, легко понять, что такое физическое колебание - там стоит такая громадная пружина. Можно даже сконструировать плотину на искусственной реке и посмотреть, как вырабатывается электричество. Есть в школе своя киностудия, где можно снимать фильмы, театральная студия.
В Москве не стоит задача компьютеризации школы - она решена. Теперь надо внедрять информационные технологии во все предметы, включая русский язык и математику.
И такой проект был объявлен в прошлом году, мы назвали его несколько иначе: "Мы строим школу будущего". Школа все-таки не просто объект, наполненный современным оборудованием, а живой организм, он совершенствуется. В проекте победителями стали 40 школ, которые правительство Москвы поощрило материально: каждый получил по миллиону рублей, как и школы -победители национального проекта. Так что это можно назвать нашим региональным "нацпроектом".
РГ: Вы говорите о высоких технологиях, а вот наш читатель Олег Павлов предлагает восстановить такой предмет, как чистописание. Хотя бы факультативно. Потому что дети стали писать как курица лапой.
Ларионова: Уроки правописания никуда не делись из программы начальной школы. Палочки, кружочки, прописи - все остается. За компьютер дети садятся позднее. А почерк не связан с тем, как мы его учим и сколько времени. Человек психологически меняется, и почерк становится другим.
Зачем школе автоматы
РГ: Скажите прямо: удалось наконец вывести из школ всю "химическую" еду - чипсы, колу? А то ведь дети совсем испортят желудки.
Ларионова: Чипсов в Москве никогда не было, а автоматы с кока-колой не работают с 1 сентября. Хотя в некоторых школах они по-прежнему стоят просто потому, что забирать некому. Уже нет фирмы, которая их поставляла.
РГ: Сколько сегодня бюджет Москвы выделяет на школьные обеды?
Ларионова: В этом году на двухразовое питание - 101 рубль. Завтрак стоит 35 рублей, обед - 66 копеек. Бесплатные завтраки положены всем ученикам начальной школы, а бесплатное двухразовое питание (завтрак и обед) - детям из социально не защищенных семей с 1-го по 11-й класс. В целом 60 процентов московских школьников охвачены бесплатным питанием. Остальные дети имеют возможность пообедать за счет средств родителей.
РГ: И что в меню?
Ларионова: Это зависит еще и от школ. В новых - есть салат-бары, обязательно два первых блюда, два - вторых. К сожалению, многие школы расположены в зданиях, где нет кухонь, только буфеты-раздаточные. Сюда на завтрак завозятся йогурты, булочки, ну и чай. Были предложения сделать к этим школам пристройки, где будут столовая и спортзал. К сожалению, пока программа не пошла, ждет своей очереди.
Колледж вам не ПТУ
РГ: Как введение обязательного среднего образования отразилось на городской программе "Рабочие кадры", которая призвана обеспечить Москву квалифицированными рабочими? Пойдут ли выпускники 11-х классов в колледжи и ПТУ?
Ларионова: Уже идут - и после 9 класса, и после 11-го... У нас сейчас 78 колледжей, где обучаются 88 тысяч ребят. Колледж дает то же среднее образование плюс профессиональное. Но после девятого класса учащийся получает начальное профобразование, а после 11-го - среднее профессиональное.
Колледжи, конечно, изменились, не только по названию, но и по сути. Уже нет такого: если двоечник - делать нечего, иди в ПТУ. Теперь многие поступают сюда осознанно. А кому-то надо зарабатывать деньги, процентов 70 - дети из сложных семей. Но если десять лет назад всего 8-10 процентов выпускников ПТУ поступали в вузы, то сейчас - около 30 процентов.
РГ: Но программу создавали, чтобы у Москвы были свои квалифицированные кадры, а они уходят в институты?..
Ларионова: Те московские предприятия, которые выжили в годы перестройки, уже внедрили высокие технологии. Им как раз нужны рабочие и с высшим образованием.
Проблема в другом: колледжи необходимо оснастить современным оборудованием. В систему проф образования, хоть Москва ее в основном сохранила, вкладывалось мало средств. Практически 60 процентов оборудования производственных мастерских устарело - на чем учить? А сегодня на первый план выходят современные технологии - нужны всевозможные станки с программным обеспечением. Вернее, не сами станки, на них нигде в мире не учат, потому что слишком дорого, а компьютеры-тренажеры, которые воспроизводят работу станка.
Благодаря принятой программе, система профобразования получила дополнительно 3 миллиарда рублей. Сейчас создаем ресурсные центры с такими тренажерами. В ближайшие годы будут построены новые колледжи, а в Южном Бутово появится Город мастеров - целый комплекс по подготовке ребят, где помимо учебных классов и мастерских будут спортивные сооружения, общежитие.
РГ: И напоследок - криминальный вопрос: как вы относитесь к предложению ввести тестирование старшеклассников на наркозависимость?
Ларионова: Во-первых, нет такого закона. Во-вторых, тестировать школьников без согласия родителей нельзя. Конечно, проблема есть, но она должна решаться по-другому. Мое мнение: если ребята целый день заняты интересными делами, у них на глупости не останется ни времени, ни желания. Я езжу по школам, в иной жизнь кипит с утра до ночи: конкурсы, фестивали, спортивные секции. А в другой - в 4 часа дня уже тихо, пусто, на школьных ступеньках ребята сидят, пивко попивают. А потом директор хватается за голову: наркотики. Но ведь это и есть главная забота школы: сделать так, чтобы ребятам было интересно в школе и учиться, и отдыхать.
"Телефон доверия" Департамента образования Москвы:
366-70-94 (по рабочим дням - с 10.00 до 18.00)