Во вторник в Москву с рабочим визитом должен прибыть президент Украины Виктор Ющенко. Поводом для приезда стало второе заседание российско-украинской комиссии на уровне глав государств.
Первое и, до сегодняшнего дня, последнее заседание комиссии "Ющенко-Путин", прошло в декабре 2006 года в Киеве. С момента ее создания весной 2005 года очные встречи президентов России и Украины были крайне редкими в отличие от времен президентства Леонида Кучмы.
Заседания комиссии и запланированные визиты Ющенко в Москву неоднократно переносились из-за обострений перманентного политического кризиса в Украине. Так что едва ли не единственной возможностью встретиться оставались саммиты глав государств СНГ, которыми Ющенко, как правило, пренебрегал. Тем временем список нерешенных вопросов и острых моментов в двусторонних отношениях только вырос. Поэтому от сегодняшней встречи сложно ждать какого-то прорыва и подписания судьбоносных документов. Разве что сторонам будет предложен проект межправительственного соглашения про обмен информацией об импортируемых и экспортируемых ПЗРК "Стрела" и "Игла". С украинской стороны речь скорее пойдет о закреплении неких имеющихся позиций и сохранении статус-кво в преддверии президентских выборов в России и естественного переформатирования состава комиссии.
Первой по важности и остроте остается тема газа - его цены, транзита и схемы поставок. Виктору Ющенко первому придется взять на себя трудную задачу объяснения с российскими партнерами по вопросу, который поставила перед ним премьер Юлия Тимошенко. Именно она потребовала изменения существующего порядка торговли газом и сыграла на обострение. Впрочем, в топливно-энергетической сфере Тимошенко всерьез намерена играть первую скрипку.
Накануне визита президента она дала понять, что хочет сама урегулировать газовый вопрос во время своего визита в Москву 21-22 февраля. По большому счету, сегодня президент Ющенко может только определить с Владимиром Путиным рамки дозволенного, в которых будет вынуждена действовать Тимошенко. Поскольку решение узкоэкономических вопросов - такими формально остаются взаимоотношения ОАО "Газпром" и НАК "Нафтогаз Украины", лежат по большей части в сфере компетенции главы украинского правительства.
Сама Тимошенко в Москву, скорее всего, не поедет, хотя имеет на это право. Ранее Ющенко ввел премьера в состав комиссии как своего заместителя. Но именно как де-юре заместитель и второе лицо государства Юлия осталась в Украине "на хозяйстве". Проявление Тимошенко самостоятельности на международной арене давно вызывает глухое раздражение в президентском секретариате. И премьер не желает без веской причины его провоцировать, во всех своих последних заявлениях соглашаясь с курсом и желаниями президента.
Вторым по важности вопросом будет обсуждение торговых отношений между странами в контексте недавнего присоединения Украины к Всемирной торговой организации (ВТО). Последняя формальность - ратификация договора с ВТО в украинском парламенте, еще не исполнена. Но это не помешает Украине уже сейчас попроситься в "российскую" переговорную группу и выдвинуть нашей стране массу требований, в том числе по энергетическим вопросам. Ранее Киев неоднократно объявлял, что вступление в ВТО не будет механизмом давления на другие страны. Однако симптоматичным выглядит заявление спикера Верховной рады Арсения Яценюка, который назвал "ВТО - площадкой интеллигентной торговой войны".
Несомненно, разговор между президентами пойдет о НАТО и желании Украины во что бы то ни стало включиться в план действий по членству в альянсе. Негативная оценка таким устремлениям со стороны России уже дана, а в самой Украине "письмо трех" в Брюссель вызвало паралич парламента. В Киеве понимают и отдают должное роли России на международной арене. И, учитывая ее влияние, опасаются, что на саммите НАТО в апреле в Бухаресте члены альянса предложат Украине еще подождать. Вероятно, президент Ющенко постарается убедить Путина не препятствовать реализации евро-атлантических устремлений его страны. Если Ющенко это удастся, то, скорее всего, сам по себе разрешится и парламентский кризис в Украине.
Кроме того, на встрече будет обсуждаться вопрос дальнейшего пребывания и в перспективе выведения с территории Украины Черноморского флота РФ (соответствующая рабочая группа действует в комиссии). Сегодня украинская сторона настаивает на проведении полной инвентаризации арендуемого флотом движимого и недвижимого имущества, а также на предоставлении ей поэтапного плана вывода российских военных подразделений из Крыма. Идею продлить срок аренды после 2017 года (дата вывода флота) украинская сторона сегодня отвергает.
Наконец, остается комплекс гуманитарных вопросов - языковых, миграционных. Героизация членов украинской повстанческой армии на высшем уровне, поиск виновных в Голодоморе, разница во взглядах на роль гетмана Мазепы и другие исторические вопросы вряд ли станут объектом рассмотрения на высшем уровне - на них может элементарно не хватить времени. Куда интереснее для Украины попытаться облегчить миграционный режим для своих граждан, приезжающих на заработки в Россию. С российской стороны к Киеву есть претензии в связи с предоставлением политического убежища людям, разыскиваемым в России по подозрению в совершении преступлений.
В целом, украинские эксперты сходятся во мнении, что речь нужно вести о поиске новых точек соприкосновения России и Украины. И путей к пониманию друг друга.