Пушкинский театральный фестиваль, по традиции проходящий в Пскове и Пушкинских Горах, в этом году отметил свое 15-летие.
Этот проект Владимира Рецептера остался единственным отечественным фестивалем, в пространстве которого возможны самые сущностные разговоры и дискуссии о театре и поэзии, жизни и искусстве, о болезненно-актуальном и научно-отвлеченном. Только здесь блистательные и не самые удачные работы встречаются в едином пространстве пушкинского слова, где пораженья от победы различаются не так решительно, как это происходит в рейтинговом поле современной культуры.
В его домашнюю, дружественную атмосферу мечтали погрузиться молодые актеры и прославленные мэтры. Только здесь можно было послушать споры о Пушкине и искусстве между прославленными пушкинистами и режиссерами, размышления Ефремова и Васильева, Някрошюса и Непомнящего. В этом году главным гостем фестиваля стал Петр Фоменко, который привез видеозапись своих "Египетских ночей" и участвовал во всех днях работы пушкинской лаборатории, вместе с блистательным пушкиноведом Сергеем Фомичевым, размышляя о теме смерти и ада в "Маленьких трагедиях" или делясь своими тревогами о превращении государственного театра в антрепризу. Здесь Петр Наумович рассказал и о своем новом пушкинском замысле, а уже в Пушкинских Горах встретился с актерами театра-студии "Пушкинская школа".
Явление "Пушкинской школы", созданной при Государственном Пушкинском театральном центре, заслуживает длительного разговора. Воплощение давней мечты Владимира Рецептера, итог его "пушкинских дерзаний", на пути к которому был и Пушкинский фестиваль, и Пушкинский театральный центр. "Школа" вышла из его курса в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, и теперь в ее репертуаре - "Дон Гуан и другие", "Горе от ума", "Борис Годунов". Все это - в рамках проекта "Театральное собрание сочинений Пушкина". Но кроме этих спектаклей в "Школе" раздвинули рамки пушкинского текста и двинулись к освоению пушкинского контекста - сначала в "Горе от ума", а затем в шекспировской комедии "Бесплодные усилия любви". Именно этот спектакль в постановке Елены Черной стал подлинным фаворитом нынешнего фестиваля, открыв публике новое поколение петербургских актеров. Изящно и виртуозно они дали образец прекрасного шекспировского спектакля, которого давно не приходилось видеть на отечественной сцене. Их имена переходили из уст в уста, твердились все фестивальные дни, и теперь о Наталье Байбиковой, Артеме Магницком, Павле Хазове, Григории Печкысеве хочется рассказывать повсюду.
Но кроме них на фестивале были показаны "Пиковая дама" Юрия Александрова ("Санктъ-Петербургъ Опера"), "Женитьба" Сергея Арцибашева в "Театре на Покровке", "Евгений Онегин" Александра Тителя в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Завершил фестиваль дерзкий, вызвавший споры "пушкинский мюзикл" - спектакль Владимирского театра "О. Е.", который, перемежая драматический диалог вокальными номерами, представил почти весь пушкинский роман (сценическая версия и постановка Владимира Петрова), возникший прямо на плоскости письменного стола.
Но, конечно, подлинным завершением фестиваля по традиции является скорбная лития у могилы Пушкина в Святогорском монастыре - церемония, память о которой ты увозишь с собой на долгие годы. Там, у старинных монастырских стен, понимаешь, что Пушкин, которого там поминают как "боярина Александра", не только определяет духовное бытие, но и остается в самом центре нашего домашнего круга.