В этом году, скорее всего, состоится долгожданная премьера Т-95, хотя о его скором принятии на вооружение говорится уже несколько лет. Ожидание чуда отечественной бронетехники слишком затянулось.
"Молот" империи
Самые современные Т-80 и Т-90, стоящие сейчас на вооружении в нашей армии, - прямые потомки знаменитого Т-64, который гениальный Александр Морозов спроектировал еще в конце 1950-х. Именно Т-64 стал машиной действительно нового поколения, определившей облик всех советских танков.
Спустя четверть века после его создания в СССР было решено развернуть работы по новому танку, который также должен был стать этапным. В 1980-е начались эскизные проработки в трех ведущих КБ: Ленинградском, Нижнетагильском и Харьковском. Тема имела общее название "Молот".
Первыми новую машину сделали в Харькове, называлась она "объект 477" и получилась настолько замороченно-сложной, что никакой перспективы не имела. К примеру, линия автоматического заряжания у этого танка была длиной в несколько метров, а экипаж опять сидел в окружении снарядов. Кстати, техзадание на новый танк требовало создания универсальной гусеничной базы, на основе которой можно выпускать и самоходные артустановки любого калибра, и самоходные зенитно-ракетные, и просто ракетные комплексы, и инженерные машины. И это тоже осложняло работу.
После развала Союза о перспективной машине пришлось временно забыть. Однако инженерная мысль на месте не стояла, и уже в начале 1990-х появились два образца, которые претендовали на роль танка нового века.
Удачную конструкцию предложило танковое КБ Кировского завода ("Спецмаш"), которым руководил генеральный конструктор Николай Попов. За основу был взят газотурбинный Т-80, но схема предлагалась принципиально новой. Корпус удлинялся, двигатель переносился в нос, как у израильской "Меркавы", что обеспечивало дополнительную защиту экипаж. Сам экипаж, состоящий всего из двух человек, размещался в корпусе, в бронированной капсуле, и его рабочее место больше напоминало кабину самолета, чем танка. Вся информация, в т. ч. визуальная, выводилась на мониторы компьютеров и экраны бортовых телевизоров. Новый танк предполагалось оснастить оптико-электронной системой, позволявшей управлять машиной и вести бой в любых погодных условиях, днем и ночью. Боекомплект размещался в задней части корпуса таким образом, что в случае его подрыва экипаж все равно оставался бы жив. Предусматривалась установка пушки любого калибра - в зависимости от требований заказчика или боевой обстановки.
Предложенный вариант вполне подходил как базовый для других боевых систем. Кстати, впервые эта машина была построена и испытана как инженерная. К сожалению, этот вариант развития не получил. Во многом потому, что тогдашние власти Санкт-Петербурга провозгласили курс на вывод всех промышленных предприятий из города. Северную столицу стремились сделать центром банковского, торгового и туристического бизнеса. Оборонная тематика была не в чести, и танкостроение на Кировском заводе вообще ликвидировали.
Похожая машина появилась в Омске под именем "Черный орел". Это уже был классический Т-80, но опять же с размещением экипажа в корпусе. Ноу-хау "орла" стали башня, в которую можно устанавливать пушку любого калибра, боекомплект, отделенный от экипажа и вынесенный за башню, а главное - уникальная система автоматического заряжания. Боекомплект крепится к орудийной установке подобно магазину автомата. Расстреляв все снаряды, "Черный орел" просто сбрасывает пустой магазин, а служба боевого обеспечения подвозит уже заряженный и крепит его за несколько минут.
Омский вариант боевой машины со всех точек зрения, особенно по параметру цена-качество, выглядел очень удачным, но и он не приглянулся командованию Сухопутных войск - главному заказчику бронетехники.
Боевой трансформер
Единственным танком, который рождался в рамках темы "Молот" и был доведен до конца, стал объект 195, созданный в Нижнетагильском КБ транспортного машиностроения. Ему, по всей видимости, и уготована роль будущей основы бронетанковой мощи России. Тагильский проект оказался везучим. Борис Ельцин не требовал закрыть оборонку Урала, и хоть минимальное финансирование, но танкостроители получали.
Объект 195 еще секретный. Однако за то время, пока он мучительно рождался, строился и проходил заводские испытания, в прессе, особенно в интернетовской, о нем появилось столько всевозможных публикаций и рассуждений, что вывод о его облике сделать можно без особого напряжения.
Сразу надо сказать, никаких модных нанотехнологий в танке использовано не будет. Броня самая обычная, хоть и слоеная. Пушка тоже классическая - пороховая. Возможно, на танке наконец-то установят активную систему защиты "Арена" в дополнение к обязательной уже динамической пассивной защите.
Экипаж - 3 человека: командир, наводчик и механик-водитель. Разместится он в передней части корпуса. Моторно-трансмиссионный отсек находится сзади. Пушка выносится на верхнюю часть корпуса. Калибр ее может быть любым. Базовый вариант, вполне возможно, окажется не меньше чем 130 мм. Размещение боекомплекта будет, скорее всего, классическим, в корпусе, как у Т-72 и Т-90. Правда, от экипажа его отделят усиленной броневой перегородкой.
Новый танк по своим размерам значительно превзойдет Т-90, а масса, скорее всего, превысит 50 тонн. Дело в том, что объект 195 создавался практически одновременно с БТР-90, который должен стать базовой колесной машиной для различных систем вооружения. Это привело к тому, что новый бронетранспортер оказался и больше, и тяжелее, чем его предшественник БТР-80. Вряд ли танкостроителям удалось избежать этого минуса универсализации.
Конечно, Т-95, как называют новую машину не только журналисты, но и военные, не будет похож на немецкого "Мышонка", весившего 160 тонн, но по сравнению с компактными Т-80 и Т-90 он покажется настоящим монстром. Зато база танка подойдет для размещения на ней практически любого военного оборудования - от пушечного до ракетного.
Облик нового танка рождался в соответствии с концепцией, которая закладывалась в тактико-техническое задание еще четверть века назад и отвечала советской военной доктрине. А какая доктрина у нас сейчас? Пока шла работа над объектом 195, все в корне изменилось, и сегодня ни Генштаб, ни командование Сухопутных войск, похоже, сами не определились, какая и в каком количестве бронетехника нужна нашей армии.
Так что вряд ли Т-95, если его даже примут на вооружение, ожидает безоблачное будущее. Во всяком случае пока объявлено, что гвардейская Кантемировская танковая дивизия, всегда оснащавшаяся самой современной техникой, пересядет с Т-80У на Т-90. Жаль, что не на "Черного орла".
Родина танков - Великобритания утратила всякую инициативную роль в проектировании перспективных танков.
В Германии никак не могут определиться с концепцией "бронированной платформы" (NGP). Как и некогда в СССР, в этой платформе видят единую основу для всех систем вооружения сухопутных войск.
Наиболее активно фонтанирует конструкторская мысль в США. Пентагону предлагается рассмотреть вариант закупки фантастической по заявленным возможностям перспективной боевой системы - FCS.
Энергетическая установка у нее смешанная. Газовая турбина соединяется с электрогенератором, и двигать танк будут колеса-электромоторы. Скорость увеличится до 100 км/ч. По своей конфигурации танк напоминает самолет-невидимку "Стелс". Пушка у него предполагается электромагнитной, калибра всего 35 мм. Зато начальная скорость снаряда, как считается, окажется на уровне первой космической - 7 км/с. Обладая огромной кинетической энергией, он прошьет любую броню. Танк будет иметь космическую навигацию, радиолокационную систему, новейшую оптико-электронику и много чего в стиле нанотехнологий ХХI века.
Однако многие эксперты уверены: танк этот - фантазия в стиле "звездных войн". И скорее всего, на Западе в качестве реально перспективного танка появится немецкая универсальная модель, мало чем отличающаяся от Т-95.